Пластилинография, как средство развития творческих способностей у старших дошкольников

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
111687200225506В рамках года педагога и наставника наша группа не осталась в стороне и с удовольствием и большим интересом приняла участие в мероприятии «Хранитель знаний».

В нашей группе № 12 прошло мероприятие с детьми 5-6 лет, в котором педагоги создали условия для развития ручной умелости и творческих способностей детей посредством пластилинографии.


Желание творить — внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Дети рисуют, лепят, экспериментируют. Все необычное их удивляет, они открывают много нового и интересного. У ребят развивается вкус к познанию нового, к исследованиям. Дети задают вопросы педагогу, друг другу, тем самым у них обогащается и активизируется словарный запас.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Рисование имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Отмечу, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и пластилином.
Рисование пластилином
 – это пластилиновая живопись (пластилинография). В пластилиновой живописи пластилин используется в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка.
Пластилинография – один из видов декоративно-прикладного искусства, редко практикующихся в дошкольном учреждении. А в пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно-пространственного восприятии окружающего мира детьми дошкольного возраста.
Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография способствует всестороннему развитию личности ребёнка.
В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приёмам и средствам композиции.
Такая техника, как пластилинография демонстрирует необычные сочетания материалов и инструментов, ее технология выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку именно поэтому нетрадиционная методика очень привлекательна детям, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний, самовыражению в целом.

Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит и не реализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому творчество и развитие творческих способностей – одно из главных задач дошкольного образования. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.
Дошкольное детство - прекрасный и неповторимый период в жизни ребенка. Именно в этот момент каждый ребенок стремится творить, а такая простая вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть немалую роль в том, чтобы дети выросли всесторонне развитыми.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, заметила: дети очень любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают приемы и способы рисования, но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки остаются на среднем уровне, многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами. Нет «своих», искренних рисунков, отсутствует творческий подход.
Зачастую дети повторяют представленный образец художественно – творческой деятельности педагога, даже если затем педагог, согласно методике убирает анализируемый образец. Художественно – творческая деятельность по представлению успешно получается лишь у небольшого количества детей, которые проявляют способности к изобразительным видам деятельности. Пластилинография позволяет избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.
Таким образом, возникла необходимость создать такой комплекс образовательной деятельности по пластилинографии.
Техника рисования пластилином проста в исполнении, дети легко усваивают новые приемы, быстро достигают хорошего качества работ и занимаются с удовольствием. Детям очень нравится смешивать цвета для получения нужного оттенка. Этот процесс особенно привлекает детей, так как они очень любят экспериментировать. Пластилин – материал волшебный и любую ошибку можно исправить. Неудачное изображение очень быстро и просто счищается стекой, потом снова добавляется фон. Возможность легко исправить ошибку, особенно привлекательна для детей. Необходимо, чтобы ребенок радовался полноценному творческому процессу, чтобы ему было психологически комфортно во время занятия.
Пластилинография хороша тем, что она доступна детям, позволяет быстро достичь желаемого результата, делает выполнение работы более увлекательной и интересной.
Целью данного мероприятия было создание условийразвития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами пластилинографии.
Задачами являлось :
Продолжать обучать основным приёмам пластилинографии (отщипывание, надавливание, размазывание, скатывание) в создании индивидуальных и коллективных работ.

Учить детей находить оригинальные способы для создания художественного образа, в том числе композиционные.
Учить детей свободно экспериментировать с художественным материалом и инструментами (предметами – заместителями); обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
Привлекать родителей к совместной творческой деятельности и обучать доступным в домашних условиях приёмам пластилинографии средствами педагогического просвещения.

Этапы введения пластилинографии как средства развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
На начальном этаперассмотрели картины и иллюстрации, выполненные в технике пластилинография. Отметили, что работы яркие, рельефные, выпуклые.
- Обсудили с детьми, какие материалы и инструменты нужны для создания пластилиновых картин, что нужно для того, чтобы пластилиновая картина не потеряла форму.
-Узнали, что рисовать пластилином можно на стекле, на картоне, на пластиковых крышках, обсудили, что выполнить работу можно как из целого куска пластилина, так и из кусочков (частей).
- Обсудили с детьми, что сюжетом творческой работы, может быть, послужить любой рисунок из книги, сюжет из сказки, рассказа, стихотворения, а также придуманный или выдуманный.
- Выстроили четкий план выполнения заданной работы, (для начала перенести рисунок на основу, (картон, пластик) карандашом или маркером, заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, используя изученные приемы: отщипывание, скатывание, придавливание, и т. д…… )
- Поговорили, о том, что картину можно сделать рельефной, используя стеку, палочки, карандаш, и т.д….., а так же украсить, используя различные материалы: бусинки, бисер, пайетки, ниточки, и даже бросовый мелкий материал.
- Обговорили, как подготовить рабочее место для работы с пластилином, как сделать пластилин мягким, готовым к работе.

Рекомендации по организации работы в технике пластилинография представлены 


- Разобрали правила техники безопасности при работе с пластилином, с инструментами: стеками, палочками.

- Поговорили о том, что после работы следует навести порядок на столе.
- Поиграли с пластилином, вспомнили все известные приемы пластилинографии: (отщипывание, прищипывание, оттягивание, придавливание, надавливание, размазывание, и другие….) попробвали отщипывать пальчиками, раскатывать, надавливать на пластилин подушечкой указательного пальца; размазывать пластилин по поверхности основы от центра к краям контура, смешивать цвета, пробовать выполнить простые, знакомые элементы, заготовки, для получения деталей, заготовок.
- выполняли работы по образцу, на заданную тему

На основном этапе работы, детям предложили темы для творчества с усложнением выполнения творческой работы и сюжета. Для этого использовали образец, потом его убрали, чтобы дети могли проявить свою фантазию и творчество.
- Предложили детям продумать сюжет своей работы.


- Способствовали подбору для работы необходимых цветов и материалов, которые доступны детям для самостоятельного творчества, организуя развивающую предметно – пространственную среду (поддержка детской инициативы).
- Создали ситуацию успеха в деятельности для каждого ребёнка, чтобы подчеркнуть индивидуальность и неповторимость каждого.Поддержали стремление, детскую инициативу, не ограничивая детей только задачей изображения отдельных предметов.
- Вели процесс образовательной деятельности постепенно, с постоянной сменой изобразительных материалов, чтобы у ребенка была заинтересованность в выполнении творческой работы.
- Образовательный результат: дети научились работать на заданном пространстве, не выходить за пределы контура, освоили приемы пластилинографии: отщипывание, скатывание, раскатывание, размазывание, придавливание, и другие, научились смешивать два цвета пластилина, получать новый оттенок и цвет.

На заключительном этапе, когда дети уже освоили приемы пластилинографии, они самостоятельно выбирали рисунок по сложности и сюжету, подобрали необходимые цвета и материалы, которые доступны детям для самостоятельного творчества в уголке изобразительной деятельности.
- Дети самостоятельно выбрали цвета пластилина, смешивали один цвет с другим, для получения нового оттенка.
- Самостоятельно выполнили работы.
- Совместно с воспитателем обсудили, анализ продуктов детской деятельности с целью определения индивидуального образовательного результата.
- Оформиливместе с ребятами в группе выставку, вернисаж, галерею.
- Рассмотрели все работы, чтобы отметить лучшие работы, дети рассказали о своих работах, о том, какими приемами выполнили работу, какими инструментами и материалами пользовались. Выслушали всех детей, которые желают высказаться по поводу своего творчества, пережитых впечатлений(это позволяет ребенку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит задумываться над тем, что у него не получилось).
- Полезно проанализировать работы детей в индивидуальной беседе, оценить достижения ребенка в соответствии с его личными возможностями и в сравнении с его же прежними работами, аргументировать оценку и придать ей позитивный характер, чтобы открыть путь к исправлению ошибок. Отметить, что в этот раз получилось лучше, чем в прошлый раз.
- Пригласили на выставку детей и воспитателей других групп, родителей.

На заключительном этапе прошла выставка работ детей. Просмотр и анализ детских творческих работ – важное условие развития изобразительного творчества. Творческая деятельность ребенка станет еще более успешной, если оценивать ее положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения.
Рисование пластилином очень интересный, привлекательный для детей продуктивный вид деятельности, он открывает большие возможности для выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Наблюдая, за тем как ребята охотно делятся впечатлениями, испытываем чувство удовлетворения и гордости за проделанную работу.

Применение средств, позволяет повысить активность и внимание детей, развить воображение и фантазию. У дошкольников появляется устойчивый интерес к данному виду деятельности.
Художественные, технические, наглядные, пластичный, разноцветный пластилин, бросовый и природный материал, таблицы с технологическими карточками способов лепки, дополнительные предметы для декорирования: бисер, бусины, паетки и так далее, коллекция иллюстраций, раскрасок, образцы работ, фотографии.

Анализ уровня развития изобразительной деятельности, процесса и продуктов детского творчества показывает, что использование пластилинографии дает толчок к положительной динамике в развитии творческих способностей дошкольников.

Творческие работы в технике пластилинография показали, что у детей есть огромный интерес и желание, и заниматься с детьми для повышения уровня способностей нужно и полезно.
Анализ проведённой работы с детьми позволил сделать вывод, что пластилинография является эффективным средством развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.


Подготовила Коровина А.С.
168182612672716872002255061687200225595