Закрыть
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
1 cc407Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 53»

Асбестовского городского округа

Добро пожаловать

260
Приглашаем Вас оставить отзыв об образовательной организации на сайтеBUS.GOV.RU
bus-gov-150x150

ГОСУСЛУГИ
banner gosuslugi-300x103

РОСРЕЕСТР
rosreestr-150x83

Личный кабинет налогоплательщика
LKN-1-300x179

Опрос по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления
Otkrytoe-pravitelstvo-300x99

ЭЛЕКТРОННЫЕ УСЛУГИ
123-150x150

ДЕТСКИЙ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ
23423423

Статистика

Главная Персональные страницы специалистов Страница учителя-логопеда Гимадиевой Л.П. Советы логопеда Предпосылки формирования письменной речи у детей

Предпосылки формирования письменной речи у детей

Письменная речь является сложной формой речевой деятельности. На современном этапе развития общества письменная речь превратилась в самостоятельный вид речевой деятельности, имеющий свою структуру и специфику формирования, принципиально отличающую ее от устной речи. Современная наука выделяет несколько причин, обуславливающих трудности формирования письменной речи у детей:

1. Подготовка представляет собой в основном обучение кодированию звучащей речи в знаки письменной речи и выстроена как чисто механическая выработка соответствующих технических навыков (звукового анализа слова, звукобуквенной ассоциации, письма). При этом упускается тот факт, что овладение письменной речью является продуктом длительного развития высших психических функций ребенка, поскольку

2. Письменная речь включает, с одной стороны, активное выражение своих мыслей средствами той или иной письменности и, с другой означает освоение особой и чрезвычайно сложной символической системы знаков.стороны, восприятие и понимание написанного средствами чтения. Следовательно, овладение ее предполагает наличие умения выражать с помощью нее мысли и понимать написанное, а именно те смыслы, которые она передает. Однако согласно программам подготовки воспитатели ДОУ ограничиваются в данном направлении лишь осуществлением работы по развитию связной монологической речи у детей, обеспечивая становление умения выражать свои мысли. Работа по становлению умений излагать свои мысли посредством знаковой системы (кодировать) и понимать смысл, зафиксированный с помощью знаковой системы (декодировать), не предусмотрена дошкольными программами. При этом действия кодирования-декодирования являются основополагающими для овладения письменной речью и должны быть сформированы наряду с развитием устной речи.

3. У детей дошкольного возраста почти нет потребности в письменной речи, а следовательно отсутствует и мотивация к ней.

К сожалению данные причины не достаточно учитываются при формировании готовности детей к овладению письменной речью. На основании подобного анализа специфики формирования письменной речи у детей возможно выделить мало очевидные компоненты подготовки к ее овладению, которые наряду с выработкой технических навыков письма и работой по развитию устной речи должны войти в содержание работы по подготовке детей к овладению письменной речью:

1. Язык жестов, детский рисунок должны стать неотъемлемой частью подготовки детей к овладению письменной речью, развития их речевого мышления, выстраивания интеллекта как мыслительной структуры. Использование жестов и рисунка ведет к осознанию смысла всей знаковой письменной системы языка и является средством развития абстрактного мышления. Такая деятельность способствует активизации наибольшего числа элементов, составляющих комплексы, а также разных цепочек аналогичного знакового уровня в мозгу: разложение предмета и вычленение наиболее характерных признаков, умение синтезировать детали и осмыслять ситуацию в целом; осуществлять перенос значений, замещение предметов знаками и одних знаков другими.

2. Обучение детей использованию различных способов передачи информации (систем письма, не связанных с произношением), в которых вербальное содержание моделируется с использованием образов в разных знаково-символических модальностях (жест, рисунок, пиктограмма и т.д.) обеспечивает развитие у детей старшего дошкольного возраста способности к кодированию, удержанию смысла при передаче и декодированию информации при ее получении (взаимосвязь с чтением). Такая работа создает условия для постепенного формирования понимания смысла письменно-речевой деятельности и благоприятно сказывается на развитии графических навыков, обеспечивающих техническую сторону письма.

3. Формировать мотивацию к письменной речи можно через включение в процесс подготовки разнообразных видов детской деятельности, так как известно, что мотивы самой речевой деятельности, как правило, лежат за ее пределами, т.е. в других видах деятельности.

Например: а) Придумайте рисунки, пиктограммы по охране живой природы на территории нашего детского сада. О чем они будут предупреждать посетителей? б) Сочините сказку и запишите ее с помощью пиктограмм.

Побуждением к использованию письма может стать и коммуникативная игра, в ходе которой по каким-либо причинам затруднено устно-речевое общение («Волшебные рыбки»). Такой подход помогает ребенку осознавать письменную речь как важнейшее средство общения, и создает абсолютно естественное и безусловное побуждение к коммуникации в письменной форме.

Подготовлено по научно-исследовательским материалам Ю.В. Васьковской

man 
Публикация персональных данных, в том числе фотографий, производится в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ " О персональных данных", с согласия субъекта персональных данных".

obrvminpros2-205x65-5-0 8bd2207fa40d2-205x65-5-0 236546669bcc2-205x65-5-0 a5258aebf6bcbans1bans2prav2-205x65-5-0 e21f40edc569banbiblgosrosbankn1bankn2bankn3