Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
В детском саду созданы материально-технические условия, обеспечивающие выполнение требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, пожарной безопасности и охране здоровья воспитанников.
В детском саду имеется оснащение и оборудование, необходимое для всех видов образовательной деятельности воспитанников.
Наличие оборудованных учебных объектов для проведения практических занятий, объектов спорта, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Материально-техническая база в 2022-2025 годах обновилась на 50% (детская мебель, мягкий инвентарь, посуда, текстиль и пр.).
В детском саду для организации образовательного процесса имеются и оборудованы в соответствии с требованиями ФГОС ДО:
- Кабинет заведующего
- Пищеблок. Пищеблок расположен на первом этаже (горячий и холодный цеха). Пищеблок обеспечен необходимыми наборами оборудования (холодильные шкафы – 6 штук, морозильная камера – 1 штука, электроплиты – 2 штуки, жарочный шкаф, электрическая мясорубка, УКМ, электрический кипятильник).
- Прачечная. Прачечная оборудована 3 стиральными машинами с автоматическим управлением, центрифугой и один сушильный барабан.
- Медицинский блок. Медицинский кабинет оборудован, имеет изолятор, прививочную. Медицинский кабинет лицензирован.
Помещения для занятий и проектов, обеспечивающие образование детей через игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности ребенка с участием взрослых, других детей.
- 12 групповых помещений, каждое из которых состоит из приёмной, спальной, игровой, буфетной и туалета.
- Музыкально-физкультурный зал, оборудованный необходимым спортивным инвентарем и музыкальными дидактическими пособиями.
- Кабинеты специалистов: 3 кабинета учителей – логопедов, где проводится коррекционная работа с детьми, консультации для воспитателей и родителей, индивидуальные и подгрупповые игры с детьми, релаксации.
- Кабинет старшего воспитателя (методический кабинет), где хранятся материалы и пособия для занятий, игр с детьми, методическая литература для повышения квалификации педагогов.
- 12 прогулочных площадок, оборудованных для проведения подвижных игр, физкультурных упражнений, познавательно-исследовательской деятельности. Участки оборудованы верандами и песочницами, малыми формами, есть теневые навесы.
- На территории детского сада для физкультурных занятий на улице оборудована спортивная площадка с ямой для прыжков.
Оснащение развивающей предметно-пространственной среды, включающей средства образования и воспитания, подобраны в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В детском саду есть пищеблок. Пищеблок расположен на первом этаже (горячий и холодный цеха). Пищеблок обеспечен необходимыми наборами оборудования.
Продукты питания приобретаются в торгующих организациях при условии заключения договора между детским садом и торгующей организацией, подписание которого является обязательным для обеих сторон, при наличии разрешения служб санитарно-эпидемического надзора за их использованием в детском саду.
Детский сад обеспечивает гарантированное сбалансированное питание детей в соответствии с их возрастом и временем пребывания в детском саду.
Качество привозимых продуктов и приготовленных блюд контролируется специально созданной бракеражной комиссией, в состав которой входят медицинские и педагогические работники учреждения, а также председатель профсоюзного комитета детского сада и родители.
Приготовление блюд осуществляется на основе разработанных технических карт и 10-дневного меню основным принципом которого является достаточное поступление всех пищевых веществ, необходимых для нормального роста и развития детского организма с соблюдением технологии приготовления пищи. На каждое блюдо имеется технологическая карта. Высокое качество питания в детском саду подтверждается отсутствием отрицательных результатов лабораторных исследований и протоколов Роспотребнадзора.
Приём пищи осуществляется в групповых помещениях, которые в полном объёме обеспечены столовым оборудованием и приборами.
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Здание детского сада введено в эксплуатацию в 1980 г. Здание детского сада построено по проекту, двухэтажное, светлое, центральное отопление, вода, канализация, сантехническое оборудование в удовлетворительном состоянии. Групповые комнаты и спальные комнаты отделены друг от друга.
В детском саду № 53 функционирует медицинский блок, состоящий из медицинского кабинета, процедурного кабинета, изолятора и санитарной комнаты. Медицинский блок имеет лицензию. С детской поликлиникой имеется договор о сотрудничестве. В детском саду ежедневно работает медицинская сестра.
В каждом помещении имеются бактерицидные лампы. Санитарно-гигиенические условия соответствуют нормам и требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13.
Охрана здоровья воспитанников включает в себя:
— оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
— организацию питания воспитанников;
— определение оптимальной образовательной нагрузки, режима дня и образовательной деятельности, а также продолжительности каникул;
— пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
— организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления воспитанников, для занятия ими физической культурой и спортом;
— прохождение воспитанниками в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
— профилактику несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в детском саду;
— проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
— обеспечение безопасности воспитанников во время пребывания в детском саду.
Для обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания: имеется система видеонаблюдение 8 наружных камер , и 1 внутренняя. имеются 3 брелока и одна стационарная кнопка для вызова сотрудников Росгвардии), в 2015 году произведена полная замена специальной автоматической пожарной сигнализации с выводом сигнала на пульт пожарной части.
Имеется план работы по оздоровлению детей, а также разработана программа «Здоровье».
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Не предусмотрен
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В детском саду имеются электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, а именно:
- персональные компьютеры – 7 шт.;
- ноутбуки – 3 шт.;
- принтеры – 3 шт.
- сканеры – 4 шт.
-мультимедийная установка – 2 шт.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
Доступная среда
В МБДОУ д/с комбинированного вида № 53 созданы все необходимые условия для успешного осуществления образовательного процесса и полноценного развития детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Работа всего персонала направлена на создание комфорта, уюта, положительного эмоционального климата воспитанников.
Паспорт доступности МБДОУ детский сад № 53
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:
1. О специально оборудованных учебных кабинетах
В ДОУ имеется три логопедических кабинета.
Образовательная деятельность в том числе воспитанников с ОВЗ и детей инвалидов, проводится в групповых помещениях.
Пространство организовано таким образом, чтобы было достаточно места для занятий игровой и учебной деятельностью для детей, в том числе с ОВЗ и детей инвалидов. Помещения групп оснащены детской и игровой мебелью, соответствующей по параметрам возрасту воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов, целесообразно расставленной относительно света и с учетом размещения центров активности детей, отведенных для игр, совместной, самостоятельной деятельности дошкольников.
Созданная с учетом возрастных особенностей детей, в том числе для воспитанников с ОВЗ и детей инвалидов, соответствующая современными требованиями. Развивающая предметно-пространственная среда в группах (РППС) развивает мелкую моторику, формирует игровые навыки у детей и способствует развитию личности дошкольника.
Развивающая Предметно-пространственная среда в группах постоянно обновляется. В группах имеется достаточное количество развивающих игр, много разнообразного дидактического материала в том числе, для воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов.
Дошкольники должны много двигаться, поэтому в помещениях каждой возрастной группы имеется всё необходимое для развития двигательной активности детей.
Разнообразное оформление приёмных комнат, групповых, спален помогает детям с ОВЗ и инвалидам быстрее адаптироваться в стенах детского сада, почувствовать его доброжелательную атмосферу, способствует эстетическому воспитанию детей.
2. Об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Для проведения практических занятий с воспитанниками с ОВЗ и детьми инвалидами в учреждении используются: групповые помещения, музыкальный зал, кабинеты учителя-логопеда.
Музыкальный зал используется для проведения занятий, развлечений и праздников. Зал оснащен музыкальными инструментами, электронным фортепиано, акустической системой, магнитофоном. Имеется костюмерная, которая регулярно пополняется.
Кабинеты учителей-логопедов, приспособлены как для групповых занятий (малой группой), так и для индивидуальных занятий. В кабинетах имеется необходимый дидактический материал. Помещение имеет специальное оборудование: зеркала, дидактические игры, раздаточный материал и наглядные пособия для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми на развитие звукопроизношения, внимания, памяти. В кабинете накоплены и хранятся документы учителя-логопеда протоколы диагностических обследований.
3. О библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В детском саду отдельного помещения библиотеки нет, литература находится в методическом кабинете, у воспитателей в групповых помещениях. Методический кабинет укомплектован учебно-методическими пособиями, справочными изданиями, детской художественной литературой, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
В методическом кабинете имеются: компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, стеллажи для пособий и методической литературы для воспитателей, дидактический, раздаточный и справочный материал для проведения образовательной деятельности, в том числе, с детьми-инвалидами и воспитанниками с ОВЗ. В групповых помещениях также имеются: стеллажи для пособий и методической литературы для воспитателей, дидактический, раздаточный и справочный материал для проведения образовательной деятельности, в том числе, с детьми-инвалидами и воспитанниками с ОВЗ.
Специальная коррекционная литература находиться в кабинетах учителя- логопеда.
4. Об объектах спорта, приспособленных для использования и инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной активности детей, сформирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. В детском саду имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: физкультурное оборудование – гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков; спортивный инвентарь – мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки, мягкие блоки и др
Для подгрупповой и индивидуальной работы с лицами с ОВЗ (воспитанников с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития используется различный инвентарь, в том числе, мягкий.)
Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту. На улице нет специальной спортивной площадки, но прогулочные участки адаптированы для проведения занятий физической культурой и спортом, в том числе для детей с ОВЗ и инвалидов. Прогулочные площадки каждой возрастной группы оборудованы игровым и спортивным оборудованием.
5. О средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья используются адаптированные образовательные программы, а так же коррекционные занятия с учителем- логопедом и учителем-дефектологом.
Адаптированные программы разрабатываются с учётом особенностей развития детей, основной целью является коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации.
Наша дошкольная организация обеспечена средствами обучения и воспитания для проведения практических занятий с воспитанниками с ОВЗ и детьми-инвалидами:
• игровым и учебным оборудованием (игры, игрушки, учебные пособия),
• спортивным оборудованием и инвентарем (мячи, гимнастические маты и др.),
•музыкальными инструментами (металлофоны, треугольники, трещетки, колокольчики и др.),
• учебно-наглядными пособиями (тематические книги, плакаты, картинки),
• мультимедийными проекторами (стационарный в музыкальном зале и переносной), магнитофонами, музыкальным центром и др.
• печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с воспитанниками (книги, энциклопедии и др.).
Средства обучения и воспитания соответствуют принципу необходимости и достаточности для организации образовательной, коррекционной работы, методического оснащения воспитательно-образовательного процесса, а также разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей с ОВЗ и детей -инвалидов:
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников с ОВЗ и детьми-инвалидами, так и самостоятельной деятельности воспитанников. ДОУ оснащен современной оргтехникой: имеются в наличии компьютеры, принтер, сканеры, музыкальные центры, фотоаппарат, проектор.
Подбор средств обучения и воспитания осуществляется в зависимости от потребности ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
6. Об обеспечении беспрепятственного доступа в здание образовательной организации.
Территория ограждена забором, имеются четыре калитки и одни ворота
По всему периметру установлено видеонаблюдение и освещение территории.
На лестницах и в коридорах обозначены пути эвакуации.
7. Об специальных условиях питания обучающихся.
В детском саду организовано четырехразовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин) соответствующее санитарно гигиеническим требованиям. Дети с ОВЗ и дети-инвалиды питаются совместно с другими воспитанниками, если врачом не прописана какая- либо диета.
Для воспитанников с пищевой аллергией или имеющих письменное назначение врача, составляется индивидуальное меню с учетом пищевых ограничений.
В каждой группе вывешивается меню (в том числе диета) на каждый день, подписанное заведующим детским садом.
Меню сбалансировано по белкам, жирам, углеводам, выведены калории.
Медицинская сестра ДОУ постоянно взаимодействует с родителя (законными представителями) воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов, воспитанников с пищевой аллергией по вопросам коррекции питания.
Ежедневно берутся суточные пробы для контроля качества и выполнения норм питания.
Родители воспитанников имеют возможность ознакомиться с цикличным десятидневным меню.
Соблюдение санитарно – гигиенических требований СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» контролируется медицинской сестрой.
Обеспечивается систематический контроль санитарно-гигиенической безопасности питания воспитанников, в том числе, воспитанников с ОВЗ, детей-инвалидов и детей, имеющих пищевую аллергию.
8. О специальных условиях охраны здоровья.
В детском саду созданы все условия для здоровья воспитанников инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Организацию оказания первичной медико- санитарной помощи воспитанникам, в том числе с ОВЗ и детям – инвалидам осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения учреждении имеется медицинский блок, который находится на первом этаже здания медсестры, процедурный кабинет, изолятор).
Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ с детьми инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Большое внимание в детском саду уделяется созданию условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учётом индивидуальных особенностей детей; путём оптимизации режима дня (все виды режима разработаны на основе требований осуществления профилактических мероприятий; контроля за физическим и психическим состоянием детей; проведения закаливающих процедур; обеспечения условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду; формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни.
Основная коррекционно-развивающая и оздоровительная работа педагогов нашего учреждения с детьми с ОВЗ, решается в комплексе и направлена на социальную адаптацию, всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями.
Для оказания психолого – педагогической помощи детям с ОВЗ мы составляем индивидуальную программу развития ребенка, которая основывается на полученных результатах диагностики и системном подходе в коррекционной работе.
Каждый педагог в образовательной и свободной деятельности учитывает особенности нарушения и решает коррекционно – развивающие задачи. Как правило у детей с ОВЗ изменен мышечный тонус, педагог особое внимание уделяет упражнениям на осанку и активное расслабление, и напряжение мышц (в зависимости от диагноза). Разная амплитуда и скорость движений помогают регулировать мышечный тонус и частоту дыхания, а исполнение ребенком упражнений со стихами стимулирует развитие речи, артикуляции и силы голоса. При выполнении физических упражнений организму требуется больше кислорода, однако дети с тяжёлыми нарушениями речи при выполнении даже сравнительно легких движений нередко задерживают дыхание.
Для таких детей дыхательные упражнения особенно важны, так как наряду с работой над физиологическим дыханием происходит коррекция речевого дыхания: короткий вдох длительный выдох. Слабое развитие мелкой моторики, пространственно – временной ориентировки и зрительно – моторной координации могут стать причиной моторной и оптической дисграфии. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы овладения речью и письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно – коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику, логоритмику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления).
В течение года варьируется физическая нагрузка в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Особое место уделяется повышению двигательной активности каждого ребенка в течение всего дня. Детям предоставляются оптимальные условия для увеличения двигательной активности в режиме дня: физкультуры (на улице), в свободном доступе для детей находятся физкультурные уголки, гимнастическое оборудование, организуются в большом количестве подвижные игры, физкультминутки. Широко используются корригирующие гимнастические, спортивные игры и соревнования, общие сезонные и народные праздники. Сотрудничество воспитателей и медицинского персонала позволяет добиваться хороших результатов по оздоровлению и укреплению здоровья воспитанников, о чем свидетельствует устойчивое снижение уровня заболеваемости детей и повышение двигательной активности
9. О доступе к информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям, приспособленных для использования и инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Доступ воспитанникам с ОВЗ и детям-инвалидам к сети Интернет не предоставляется.
Педагоги ДОУ имеют доступ к информационным системам и информационно – телекоммуникационным сетям ежедневно и используют полученную информацию при проведении непрерывной образовательной деятельности, в процессе индивидуальной и коллективной работы.
10. Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья у детского сада нет. Доступ обучающихся к электронным ресурсам не предусмотрен.
11.Об наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования не предусмотрено.
12. О наличии условий беспрепятственного доступа в общежитие, интернат.
Общежитие, интернат, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, отсутствуют.
13. О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.