Удивительный мир природы Евгения Чарушина
В феврале первая познавательная деятельность прошла в городской детской библиотеке по теме: «Удивительный мир природы». Дети закрепили свои знания о писателе и художнике Евгении Чарушине.
Евгений Иванович Чарушин (1901–1965 гг.) – советский график, скульптор, писатель. Не одно поколение советских детей выросло на книгах с его замечательными иллюстрациями. Биография Чарушина наполнена огромной любовью к природе и детям, оказавшей большое влияние на его творчество.
Книги для детей, которые он создал при жизни, принесли радость не одному поколению юных читателей и научили их любить загадочный мир зверей и птиц. Евгений Чарушин – первый художник-анималист, с которым знакомятся малыши. Рассказы Бианки, Пришвина, стихи Маршака с его иллюстрациями открывают им мир природы. Несколько поколений выросли, знакомясь с животным миром по книжкам Чарушина. Забавный котенок Тюпа, щенок Томка, Мишка, который после смерти матери «большим медведем стал», сопровождали их детство. Знаменитые «Детки в клетке» С. Маршака и Е. Чарушина навсегда сделали их друзьями и тигренка, и полосатых лошадок, и длиннохвостого кенгуру.
Образы медведя, волка, рыси, оленя, других многочисленных обитателей лесов вошли в наше сознание такими, какими их увидел и нарисовал художник. Сколько у художника тепла и любви в рисунках! Руку Чарушина невозможно не узнать, его книги самобытны. «Тюпа, Томка и сорока», «Никитка и его друзья», «Медвежата», «Волчишко», «Верный Трой», «Кот Епифан», «Про больших и маленьких»... Давно уже стали родителями те, кто дошколятами с увлечением листал и написанные, и иллюстрированные художником книжки. Теперь со своими детьми взрослые вспоминают любимые с детства страницы рассказов и сказок.
Его первой собственной книжкой со словами стал рассказ «Щур» (1930).Она отличалась не только ярким и точным описанием звериных характеров, но и отличным чувством юмора. При этом рассказ был по-доброму снисходительным, мягким и озорным.
Рассказ о писателе сопровождался играми: «Назови кто?» (пищит, лает, хрюкает, гагочет, курлыкае и т.д.)
Словесная игра: «Угадай- ка» (косолапым кого зову, почему?; косым, почему; рябая, сорока – белобока и т.д.
«Кто где живёт?» (белка, лиса, заяц, бобер, пчелы, медведь)
Рисовали все вместе - медведя на сложенной бумаге.
За столами рассматривали книги и детям было предложено назвать о чём книга или о ком. Затем дети конструировали – лисичку.
Чарушинские истории – смешные и грустные, героические, забавные, поучительные, удивительные – пробуждают у детей первые глубокие чувства: внимание, участие, нежность, привязанность, заботу о слабых. Они могут раздвинуть кругозор ребёнка, обогатить его душевный опыт, воспитать чувство ответственности за живое существо. Научат наблюдать за животными, быть терпимыми к ним, проявлять о них заботу. Книги Е.И.Чарушина помогают вырабатывать экологическое сознание, понимать, беречь и ценить родную природу. В рассказах писателя ребенку дается представление о богатстве видов птиц, животных. Понимая, что именно в детстве закладывается основа мировоззрения человека, Чарушин писал: «Моя задача — дать ребёнку предельно цельный художественный образ, обогатить художественное восприятие ребёнка, открыть ему новые живописные ощущения мира...» С этой творческой задачей художник справился блестяще.
В Чарушине сочетались два умения, два таланта – рассказчика и рисовальщика. И оба они были отданы детям. Сейчас издаётся много детских книг с красочными, аляповатыми рисунками. Но как же отличаются звери на них от чарушинских! Воспитывайте в детях хороший вкус и правильное представление о животных. Проходя мимо полок книжного магазина, обязательно подарите своему ребенку радость первых открытий вместе с волшебным миром Чарушина!