Закрыть
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
1 cc407Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 53»

Асбестовского муниципального округа

Свердловской области

Добро пожаловать

546456114 copy
260
Приглашаем Вас оставить отзыв об образовательной организации на сайтеBUS.GOV.RU
bus-gov-150x150

ГОСУСЛУГИ
banner gosuslugi-300x103

РОСРЕЕСТР
rosreestr-150x83

Личный кабинет налогоплательщика
LKN-1-300x179

Опрос по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления
Otkrytoe-pravitelstvo-300x99

ЭЛЕКТРОННЫЕ УСЛУГИ
123-150x150

ДЕТСКИЙ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ
23423423

Статистика

Главная

Особенности формирования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития

etointeresno copy copy copy«Задержка психического развития (далее ЗПР) – особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. Психолого-педагогическое определение задержка психического развития считается одним из распространённых отклонений в психофизическом развитии детей. У ребенка с ЗПР страдает работоспособность или мотивация познавательной деятельности или произвольность в организации деятельности. У таких детей часто страдают разные компоненты психической, психологической и физической деятельности.

И.В. Чумакова выделяет характерные свойства формирования элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития такие как:
• «нарушены процессы обобщения и абстрагирования, анализа и
синтеза;
• наблюдается слабость мыслительных операций при выполнении элементарных математических представлений;
• трудно формируются количественные представления;
• не умеют сравнивать две группы множеств, не пользуются самостоятельно приемами наложения и приложения;
• испытывают трудности в решении задач;
• не испытывают потребности рассматривать, исследовать, оценивать предметы, их взаимное положение, количественные и пространственные отношения групп предметов;
• воспринимают величину предметов недифференцированно, то есть ориентируются лишь на общий объем предмета, не выделяя его длину, высоту, ширину;
• не владеют приемами измерения: наложением, приложением, условной меркой;
• слабо распознают основные геометрические формы и фигуры;
• испытывают трудности в нахождении предметов заданной формы, в окружающей обстановке;
• не дифференцируют объемные формы и плоскостные фигуры;
• нарушена пространственная ориентировка;
• с трудом запоминают эталоны и меры времени ;

Для детей 4-5 лет с задержкой психического развития из-за сниженного интереса специфична познавательная пассивность. У них не сформирован самоконтроль и произвольная деятельность. У детей отсутствует интерес к выполнению математических заданий, действия их нецеленаправные. Детям свойственен низкий уровень самостоятельности, слабое внимание к выполнению элементарных математических заданий. У детей 4-5 лет с ЗПР недостаточно развита критичность по отношению результатов своей деятельности. К особенностям количественных представлений относятся несформированность обратного счета в пределе 5, дети не называют итоговое число, испытывают трудности при нахождении взаимно однозначного соответствия между множествами и не умеют оперировать множествами. Дети 4-5 лет с задержкой психического развития чаще всего не понимают задачу, неправильно пересчитывают предметы, при ответе называют любое число или не дают числового ответа вообще. Для большинства детей приемлемы задачи, в которых ответ получаешь при помощи «механического» пересчета. Они испытывают сложности в решении задач с закрытым результатом, с применением счётного материала для нахождения ответа. Зачастую дошкольники 4-5 лет затрудняются в оформлении ответов, пропускают названия самих предметов, не способны составлять задачи по наглядно представленной ситуации.

И.В. Чумакова в своих исследованиях показала, что дети с задержкой психического развития показывают очень низкий уровень формирования количественных представлений: Таких количественных представлений, как неосознанный механический счет в прямом порядке, отсутствие обратного счета; значительную зависимость счетной деятельности от качественных особенностей предметов и их пространственного расположения; несформированность обобщенных представлений о количестве; трудности в усвоении правил пересчета предметов, «безытоговый» счет; трудности в выполнении действий сложения и вычитания; отсутствие переноса имеющихся знаний в новые ситуации. Вследствие этого у ребенка возникают дальнейшие затруднения в изучении математики в школе. Пространственно-временные представления наиболее несформированны у детей 4-5 лет с задержкой психического развития. Сложность формирования пространственных представлений в ориентировке собственного тела на наглядном уровне, заключается в недостаточном владение словесных обозначений пространственного расположения частей тела. Благодаря этому замедляется или тормозит процесс формирования прочих видов пространственной ориентировки. Дошкольники 4-5 лет с задержкой психического развития могут находить на наглядном уровне относительно себя пространственное расположение объектов, но дети испытывают трудности при использовании словесной инструкции или при самостоятельном определении и называние пространственных отношений. Дети этой категории не могут основываться на знание схемы собственного тела, обусловливая расположение объектов относительно себя. Трудности возникают в выявлении пространственных отношений между несколькими предметами на наглядном уровне. Таким детям сложно ориентироваться в сторонах собственного тела, а так же обусловливать словесно направления – справа и слева от другого объекта. Дошкольники 4-5 лет с задержкой психического развития зачастую не понимают и неадекватно употребляют пространственные обозначения, по причине этого дети не могут выполнять задания по словесной инструкции.

У дошкольников прослеживается несформированность оптико-пространственного гнозиса, праксиса, стереогноза и недостаточность пространственного восприятия. Дошкольники 4-5 лет с задержкой психического развития производят пересчет с развернутыми внешними действиями: они считают, называя вслух числительные, и передвигают предметы. По мнению С.Г. Шевченко: «При решении простейших арифметических задач дети с ЗПР обычно опираются на внешние, несущественные признаки условия: отдельные слова, словосочетания, расстановку чисел. Поэтому часты их ошибки при выполнении следующих видов работ: выбор неверного арифметического действия, неправильная формулировка ответа, ошибки в наименованиях. Наиболее доступны для них являются задачи, в которых ответ можно найти путем механического подсчета».

Дети 4-5 лет с ЗПР хуже знают названия основных геометрических фигур. Как и все дошкольники, они при этом часто заменяют их названиями похожих по форме предметов: круг называют колесом, мячиком; квадрат - кубиком, окошком; треугольник – пирамидкой, крышей; прямоугольник –ящиком, пароходом; овал – огурцом, яйцом.

Из этого следует, что у детей с задержкой психического развития уровень формирования элементарных математических представлений значительно снижен по сравнению с нормально развивающими детьми. В целом, по данной главе можно сделать следующие выводы. Без специального обучения они значительно хуже, чем нормально развивающиеся дети, умеют решать простые арифметические задачи, не всегда могут представить изображенную в них жизненную ситуацию и перевести ее в план арифметических действий. Дети данной категории имеют слабые вычислительные навыки. Они в отличие от своих нормально развивающихся сверстников не умеют использовать при этом наглядный счетный материал. Многие ошибки этих детей обусловлены их невнимательностью и неумением удерживать в памяти все задание, контролировать себя в ходе работы, а также поспешностью, импульсивностью действий. Все эти особенности детей 4-5 лет с недостаточностью начальных математических знаний и представлений создают повышенные трудности в овладении ими математикой. Для этих детей необходима специальная коррекционная работа, направленная на восполнение пробелов в их дошкольном математическом развитии, на создание у них готовности усвоению данного учебного предмета.

man 
Публикация персональных данных, в том числе фотографий, производится в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ " О персональных данных", с согласия субъекта персональных данных".

obrvminpros2-205x65-5-0 8bd2207fa40d2-205x65-5-0 236546669bcc2-205x65-5-0 a5258aebf6bcbans1bans2prav2-205x65-5-0 e21f40edc569banbiblgosrosbankn1bankn2bankn3