Развитие творческих способностей детей с тяжелым нарушением речи посредством нетрадиционных техник изобразительного творчества
Краткая аннотация. В работе представлен опыт работы педагога по развитию творческих способностей детей с тяжелыми нарушениями речи посредством нетрадиционных техник изобразительного творчества. Материал может быть рекомендован педагогам, работающим с детьми в данном направлении.
Актуальность – стандарт дошкольного образования показывает нам на социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования, одна из которых, ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Рабочая группа разрабатывающая стандарт дошкольного образования, во главе А.Г.Асмолова, озвучила многие проблемы, послужившие для разработки стандарта, одна из них: «Наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди». Все это указывает нам на необходимость создания условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Работая на группе компенсирующей направленности, выявила проблему, что у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) отсутствует мотивация к продуктивной деятельности в связи с очень низким уровнем овладения техническими навыками, недостатки сенсорного развития, мышечная слабость. Именно это сподвигло меня на поиск педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, которые помогут раскрыть возможности и особенности каждого ребёнка, выявлять творческий потенциал и создавать условия для его развития.
Ребенок дошкольного возраста, в том числе с ТНР, в своё эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно - чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) доступными ему изобразительно – выразительными средствами. Для этого необходимо создавать базу для творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее станет деятельность его воображения. Изобразительное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка. В процессе работы у ребёнка с ТНР совершенствуются речь, мелкая моторика, развиваются психические процессы, наблюдательность, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Практическая значимость, новизна - именно дошкольный возраст является активным для развития творческих способностей детей с ТНР, посредством нетрадиционных техник изобразительного творчества.
Цель: создание оптимальных педагогических условий, способствующих развитию творческих способностей у детей с тяжелым нарушением речи посредством нетрадиционных техник изобразительного творчества в условиях реализации ФГОС ДО. Задачи: 1.Создать оптимальные педагогические условия для развития личности каждого ребёнка. 2.Систематизировать успешно зарекомендовавшие себя формы, методы, приёмы и нетрадиционные техники изобразительного творчества. 3.Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах развития творческих способностей детей, повышения эффективности образовательного процесса через использование разнообразных форм взаимодействия с родителями. Планируемый результат: применение нетрадиционных техник изобразительного творчества у дошкольников с ТНР, способствует формированию изобразительных навыков, повышению уровня самооценки ребёнка и развитию творческих способностей.
Доказано, что дошкольный возраст сенситивен и наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. Поэтому развитие детского творчества - одна из главных задач дошкольного воспитания, как отмечают Е.А. Флерина, Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева и т.д. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников, так как освоение изобразительной деятельностью ребенком означает овладение им основными ее структурными компонентами: мотивами, целеполаганием, действиями и основными операциями мышления и воображения.
Проблема развития творческих способностей становится все более и более актуальной, так как в современной педагогической науке еще остается недостаточно изученным этот вопрос. В практике работы детского сада программное содержание и методика работы с детьми на занятиях и вне их ориентированы в основном только на формирование изобразительных умений и навыков, то есть носят узко дидактический характер. Потому о формировании творческих способностей говорить не приходится, их развитие в основном стихийно, бессистемно. Еще Е.А. Флерина обращала внимание на то, что педагоги не развивают способность к замысливанию образа, а значит, не развивают воображение; не создают на занятиях условий для возникновения соответствующих чувств, не формируют у детей способность переноса знаний и умений в новые условия.
Проблема развития детского творчества рассматривалась в работах известного педагога-психолога Л.С. Выготского. Он писал: " Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению". Выготский отмечал, что изобразительная деятельность - самый первый, самый доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда. Умелое и тактичное руководство изобразительной деятельностью помогут развить способности ребенка.
Т.С. Комарова исследовала компонент способности к изображению, как овладение графическими навыками и умениями, включающими и технику рисования. Ею определено содержание графических умений и навыков, выделена система этих навыков и умений, доступная детям дошкольного возраста вообще и детям разных возрастных групп в частности, разработана методика их формирования.
Особого внимания заслуживают исследования этой проблемы Н.П. Сакулиной в силу их полноты, конкретности, обоснованности, последовательности в раскрытии узловых вопросов и соотнесенности с дошкольным возрастом. Исследования Н.П. Сакулиной показывают, что обучение не препятствует развитию творчества. Оно способствует его становлению, развитию при наличии определенных условий.
В теории и практике наиболее полно освещены вопросы по обучению детей технике рисования, формированию навыков изобразительной деятельности, однако наименее изучены вопросы по развитию творчества детей с ОВЗ. Для этого я изучила работы: Ю.В.Рузанова «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности»; Р. Туфкрео, М. Кудейко «Коллекция идей»; И. В. Штанько «Воспитание искусством в детском саду»; Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»; Н. В. Микляева «Комментированное рисование в детском саду» (методическое пособие); Л. Г. Киреева, О. А. Саськова «Рисуем кукольный театр» (комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры). Методы и приемы работы, изложенные в них, были адаптированы к работе с детьми с ТНР.
Авторский подход к решению данной проблемы. Данные методические пособия позволили мне создать образовательную модель, способствующую развитию творческих способностей у детей с ТНР, внедрить в практику педагогические методы, приемы, способы, способствующие процессу развития детского изобразительного творчества посредством нетрадиционных техник изобразительного творчества. (Приложение № 1)
Данная модель основывалась на личностно - ориентированном подходе, в ней учитываются принципы: целостности образа мира, учет возрастных закономерностей, сбалансированности, непрерывности и преемственности, обучения и воспитания ребенка в зоне ближайшего развития. Результатом применения данной модели в образовательном процессе является: развитие ребенка, готовность к творческой самореализации.
Реализуя данную модель, я использую в образовательном процессе личностно-ориентированный подход, который проявляется в ориентации всего педагогического процесса на решение задачи содействия развитию основ личностной культуры ребенка.
При организации воспитательно-образовательного процесса опираюсь на принципы:
-Принцип целостности образа мира, реализуется в комплексном, интегративном подходе к организации педагогического процесса. - Учет возрастных закономерностей физического, психического, личностного развития ребенка реализуется в конкретизации задач, содержания, методов, норм воспитания и обучения в соответствии с данными закономерностями. -Принцип сбалансированности репродуктивной, исследовательской и творческой деятельности предполагает начинать обучение с предоставления ребенку возможностей самостоятельных проб в освоении материала. -Принцип непрерывности и преемственности содержания образования детей раннего и дошкольного возраста реализуется через преемственные цели, задачи, принципы, содержание, методы, формы воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста. - Принцип обучения и воспитания ребенка в зоне ближайшего развития предполагает коррекцию содержания, методики воспитания и обучения с учетом степени затруднения ребенка в освоении материала. Это означает определение меры и способа помощи ребенку со стороны взрослого, необходимых для освоения им содержания образования и перевода ребенка с достигнутого им уровня актуального развития в зону ближайшего развития, а затем из зоны ближайшего в зону актуального развития более высокого уровня.
Для развития изобразительного творчества использую в работе методы обучения: -информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя; -репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой; -эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. ребёнок выполняет часть работы самостоятельно;- исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество. Дети самостоятельно выполняют не какую - либо часть, а всю работу. Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии я активизирую внимание ребенка, побуждающего к деятельности при помощи дополнительных стимулов:- игра, которая является основным видом деятельности детей; - сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие; - просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;- живая, эмоциональная речь воспитателя.
Все выше изложенное, позволяет развить у детей изобразительную деятельность, т.е. развить интерес к образному отражению увиденного, услышанного, прочувственного.
В методической литературе представлено множество техник нетрадиционного рисования (монотипия, пальцевая живопись, рисование ладошкой, свечой, печатанье листом, использование штампов, трафаретов, поролоновых жгутиков, набрызг, тычкование и др.), позволяющих детям быстро достичь желаемого результата [1;3;4]. (Приложение №2)
Подготовительный этап использования нетрадиционных техник начинаю с обучения организации рабочего места, демонстрации способов работы кистью, красками, карандашами стараясь заинтересовать рассказами о волшебных красках и о том, что произойдёт с ними при смешивании.
Первый этап ориентирован на знакомство детей с ТНР с основными приёмами рисования (как провести линию, нарисовать и закрасить форму, наложить одну краску на другую). При этом важно, чтобы ребёнок на первых занятиях видел положительный результат своего труда, поэтому детям предлагаю более простые техники (пальцевая живопись, рисование ладошкой и др.), пусть даже достигнутым в сотворчестве с педагогом. На втором этапе осваиваются более трудные техники: кляксография обычная и с трубочкой, рисование зубочисткой, вилкой, пакетом, монотипия, рисование нитками и др. На данном этапе меняется также и техника выполнения рисунка: закрашивание тычком, рисование солью, свечой. Способы рисования подбираются в зависимости от лексической темы и сложности изображения. Во избежание штампов в изображении предметов необходимо представлять их в различных видах, другом окружении, разной технике исполнения. Такой подход помогает мне преодолевать стереотипность передачи изображения. (Приложение №3)
Работа по развитию творчества детей с ТНР проводится во всех видах деятельности: в играх, в быту, на прогулке. Природа щедро представляет нам материал для развития творческих способностей детей. Одним из основных методов обучения является наблюдение, поэтому обучаю детей наблюдать и изучать природные формы. Еще Леонардо Да Винчи советовал наблюдать за облаками с целью развития творческого воображения. На прогулке дети познают окружающий мир, наблюдают за цветовой гаммой растений и плодов, учатся осознавать, как в зависимости от направления солнечного света меняется окраска цветов и листьев. А потом опыт наблюдения воплощаем в своих работах детей.
Соответствующая предметно-развивающая среда, созданная в группе, также будет способствовать формированию творческой активности детей с ТНР. Эффективно используются определенные дидактические игры «Расскажи, от первого лица», «Сложи портрет», «Сложи натюрморт», «Что сначала, что потом» и др., которые помогают закреплять основные навыки нетрадиционного рисования [2]. Параллельно обучаю детей с ТНР описывать свою работу, комментировать собственные действия. Таким образом, необходимость и значимость использования нетрадиционных техник изобразительного творчества в процессе обучения дошкольников с ТНР не вызывает сомнения и позволяет эффективно реализовывать коррекционную направленность обучения и воспитания дошкольников данной категории. Применение выше сказанных технологий позволяет мне решать целый комплекс задач, не только продуктивного, но и познавательного, коммуникативного, социально-личностного развития, через разные виды деятельности с учетом возрастной адекватности помогает мне видеть в детях партнера и активного участника.
Результатом работы по данному направлению за 2020-2023 год стали участия детей в творческих конкурсах и фестивалях, где являлись участниками и призерами.(Приложение №4)
В этом году на основании результатов работы по данному направлению, моих рекомендаций родителям, и большому желанию ребенка, одна воспитанница обучается по дополнительной программе художественной направленности «Вдохновение» в ЦДТ. В группе организована персональная выставка рисунков Полины К. (Приложение №5)
Семья осуществляет самое раннее и наиболее устойчивое влияние в жизни ребёнка. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье. Для этого мною организованы родительские собрания в форме семейной гостевой. Осуществлять систематическую плановую связь с родителями мне помогают папки передвижки, в которых я знакомлю родителей с нетрадиционными техниками рисованиями, особенности развития изобразительного творчества дошкольников и т.д. Работа с родителями по развитию изобразительного творчества детей включает: Единство в работе воспитателя и семьи; Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями, понимание нужд и интересов ребёнка и свих обязанностей как воспитателей; Установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики; Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников. Воспитатель повседневно помогает родителям в воспитании детей; Изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганду его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительных методов семейного воспитания; Индивидуальные и групповые формы работы с родителями, которые дополняют друг друга. Ежедневное общение с родителями; Систематическую плановую связь с родителями в процессе развития изобразительного творчества в течении всего года с учетом задач и содержания образовательной работы с детьми. Привлекая родителей к совместному воспитанию дошкольников, я способствую постоянному накапливанию эстетических впечатлений, решаю задачи по развитию изобразительного творчества детей.
В мониторинге по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» использовался метод наблюдения, индивидуальная беседа. Дети имеющий высокий уровень: владеют навыками рисования, лепки различных предметов, передают их форму, пропорции, создают сюжетные композиции из 2-3 и более изображений, создавая различные предметы, передают сюжет и декоративные композиции. (Приложение №6)
Анализ результатов педагогических воздействий по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» за последние три года показал положительную динамику Динамика эффективности педагогических воздействий следующая: «Художественно-эстетическое развитие» высокий уровень: начало года -34%, конец года-83%; средний: начало года-34% конец года-83%;Низкий: начало года-68-%,конец года- 0% Прирост составил: 7,4 %
Планируемая деятельность: до конца учебного года (выпускная группа) с детьми планируется продолжить работу по реализации программы: индивидуальная работа, продолжать совершенствовать изобразительное творчество воспитанников с ТНР, развивать творческие способности. В течение дня предлагать дидактические игры, альбомы для раскрашивания, проводить упражнения на развитие моторного праксиса. В центре творчества предоставлять возможность для самостоятельной творческой активности детей, в котором имеется необходимое оборудование для работы с пластилином, природным материалом, бумагой, красками, отслеживается обновление. Продолжить участвовать в конкурсах выставках и фестивалях.
Задача воспитателя - найти оптимальное соотношение творчества и обучения на занятиях, обеспечить реализацию необходимых условий для развития творческих способностей у воспитанников.
Главное условие в моей работе - системность применения нетрадиционных техник изобразительного творчества в работе с детьми с ТНР, которые вовлекали детей в художественную деятельность. При овладении детьми определенными способностями в изо-деятельности, я создавала условия для свободной изобразительной деятельности (самодеятельности). Дети самостоятельно (при небольшой помощи взрослого) могли передать образ увиденного, услышанного, на основании ранее полученных знаний, т.е. дети самостоятельно участвовали в изобразительном творческом процессе.
Применение нетрадиционных техник изобразительного творчества с целью развития творческих способностей детей с тяжелым нарушением речи, является эффективным методом обучения и имеет коррекционно-развивающую направленность в развитии высших психических функций и моторного праксиса, способствует развитию положительной мотивации. На мой взгляд, именно развитие творческих способностей, инициативы позволяет реализовать заложенные принципы ФГОС ДО. Амплификация детского развития присутствует постоянно на занятиях по при использовании нетрадиционных техник изобразительного творчества; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, данный принцип реализуется в самодеятельности детей; сотрудничество с семьей, родители являются полноценными участниками образовательных отношений.
Развитие творческих способностей позволяет добиться предположительных результатов, заложенных в социально-нормативных возрастных характеристиках возможных достижений ребенка с ТНР.