Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно, чтобы к началу обучения дошкольники имели следующие знания по математике:
- счёт до десяти в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку
- предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка
- узнавать и изображать основные геометрические фигуры
- доли, умение разделить предмет на 2-4 равных части
- основные изменения: ребёнок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи верёвочки или палочки
- сравнивание предметов: больше- меньше, шире- уже, выше - ниже.
Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная, целенаправленная деятельность, в ходе которой воспитатель продуманно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется на занятиях и вне их, в детском саду и дома.
Подготовка к обучению математике ведётся с помощью упражнений, нацеленных на развитие логического мышления детей, на основе простейших умственных действий, знакомство с формой предмета, их расположением, с отношением между ними. Все упражнения носят занимательный игровой характер, а сказочные сюжеты помогают малышам освоить азы математической подготовки, дают возможность развить наблюдательность, повышает интерес к математике.
Для разнообразной детской деятельности, направляемой взрослым на развитие у ребенка математических представлений, характерны:
- игровая направленность деятельности
- насыщение проблемными ситуациями
- творческими задачами
- играми и игровыми упражнениями
- наличие ситуации поиска с элементами экспериментирования
- практического исследования и т.д.
Активность внутреннюю, мыслительную удаётся вызвать разнообразными приемами активизации, которые в свою очередь зависят от цели, содержания обучения, степени усвоения учебного материала. К ним относятся:
- умелое применением дидактических приемов сравнения, противопоставления, обобщения
- опора на имеющийся опыт детей, мобилизация знаний, чувственного опыта на выполнение задания
- доступная мотивация дидактических упражнений, формирование интереса, положительного отношения к содержанию обучения
- творческий характер некоторых заданий
- применение специальных средств активизации речевой деятельности.