Администрация и педагогический коллектив
Сокращенное наименование: МБДОУ детский сад № 53, детский сад № 53
Год создания организации: 1981 г.
Заведующий: ТУМАНЬЯНЦ СВЕТЛАНА АЛЕКСЕЕВНА
Режим работы: Пятидневная рабочая неделя с 12 часовым пребыванием детей. Нерабочие дни: суббота, воскресенье, а также праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации
График работы: пн.-пт. с 7.00ч. до 19.00ч.
Контактная информация
Юридический и почтовый адрес: 624260 Свердловская область, город Асбест ул. Ладыженского, 13
Телефон: 8(34365) 2-18-79
e-mail: amdou-topolek@mail.ru
Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста
Коровина А.С.
В последнее время актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. Россия переживает один из непростых исторических периодов. За последние годы в стране произошли большие перемены. Но, как бы, не менялось общество, мы не должны переставать любить свою Родину. В данный момент материальные ценности, стали все больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Формирование отношения к стране и государству, где живет человек, начинается с детства. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать её богатства. Тема воспитания была обозначена Президентом РФ В. В.Путиным в Указе «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». 31 июля 2020 года был принят Федеральный закон №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». В рамках данных инициатив с 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание» в рамках национального проекта «Образование».
Актуальность проблемы обусловлена:
-социальным заказом общества на воспитание человека-современного, образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладающего чувством ответственности за судьбу страны и, в тоже время, снижением уровня патриотизма в современном обществе;
-одним из требований общества и государства по результатам на выходе из детского сада – необходимый для социализации уровень нравственно-патриотических качеств и отсутствие системной организации работы по формированию духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти.
Именно поэтому в нашем детском саду создана и не первый год функционирует система нравственно-патриотического воспитания, система, построенная на ценностях традиционной, российской, духовно-нравственной, исторической, национальной-культуры и памяти
Цель: создание оптимальных педагогических условий способствующих воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности ребёнка, формированию и развитию нравственно - патриотических качеств у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО. Задачи: 1.Создать оптимальные педагогические условия для развития личности каждого ребёнка, а также способствующие развитию нравственно-патриотического воспитания дошкольников. 2.Систематизировать успешно зарекомендовавшие себя формы и методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. 3.Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей, повышения эффективности образовательного процесса через разработку и использование инновационных форм взаимодействия с родителями. Планируемый результат: система работы по нравственно-патриотическому развитию личности дошкольника, содействует целостному духовно-нравственному развитию, формированию внутреннего мира и направлена на развитие высоконравственной позиции ребенка. разделяющей укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти.
Основными принципами реализации системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию являются систематичность и последовательность, взаимосвязь различных форм, методов и средств. Для полной реализации поставленных задач нравственно-патриотического воспитания в своей работе учитываем очень важные условия, объединяющие основные способы их решения,.это прежде всего разнообразные технологии, элементы технологий, приемы, формы, методы, организации детской деятельности. (Приложение № 1)
В ходе решения поставленных задач по нравственно-патриотическому воспитанию детей, мы организуем их через следующие формы воспитательного–образовательного процесса:-организованная образовательная деятельность, - досуги, развлечения,-сетевое взаимодействие с социальными партнерами (экскурсии, посещение музеев),-акции, дни милосердия,-Конкурсы, выставки
Чтобы правильно выстроить работу по нравственно-патриотическому воспитанию, опирались на следующие документы: федеральный проект "Патриотическое воспитание", закон Российской Федерации "Об образовании", закон "О днях воинской славы (победных днях) России", закон "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"
Дополнительно изучили работы: программу воспитания, «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Ветохина А. Я., Дмитренко З. С. 2013, «Навстречу Дню Победы», Белоусова Л.Е., 2016; «Наследие» И быль, и сказка Соловьева Е. В. 2011; «Наследие. Программа по приобщению детей к традиционной отечественной культуре», Е. В. Соловьева, Л. И. Царенко «Нравственное воспитание в детском саду». Программа и методические рекомендации, мониторинг уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших дошкольников. Данные методические пособия помогли определить варианты педагогического содействия, ориентированного на стимулирование процессов самораскрытия, самопроявления личности ребенка в процессе познавательной деятельности каждого дошкольника, определяющего перспективную способность личности быть субъектом культуры. Это помогло овладеть профессиональными компетенциями, включающими в себя способность руководствоваться в профессиональной деятельности законодательными и иными нормативно-правовыми документами для решения соответствующих профессиональных задач; выбирать наиболее эффективные формы, методы и средства взаимодействия с воспитанниками.
Большим потенциалом в этом плане стала система работы, которая проводилась нами по 2 направлениям: образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста, совместная деятельность с родителями (законными представителями). Соединить данные направления позволил метод проектов. Нами были реализованы социокультурные педагогические проекты «День Народного Единства», «Русский валенок», «День рождения Флага РФ» (Знакомство с флагом Российской Федерации), «Рождественские колядки», «Моя родина Россия», «Наследники Победы», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Детям о блокаде» целью которых являлось создание условий для формирование нравственно-патриотических чувств; обогащение и углубление знаний детей о семье, детском саде, городе, крае, стране.
Также основной формой патриотического воспитания детей являлись тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогали приемы описания, сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Использовались такие игры: «Кто без чего не может жить», «Покажи кто ты, а мы отгадаем», «Что было раньше», «Узнай по фотографии», «Найди по описанию» и т.д., применялись приемы «Волшебный телевизор», «Река времени». Оживленно проходили занятия, построенные по фотографиям, фотовыставкам «Моя семья», «Наш город».
Также работа проводилась во всех видах деятельности: в играх, в быту, т.к. воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Безусловно, это очень сложный и деликатный процесс. Осознавая, что патриота может воспитывать только человек, любящий свою Родину, признающий и уважающий не только свои права, но и права других, делающий все для того, чтобы Родиной можно было гордиться.
Эффективной формой работы стали экскурсии и целевые прогулки. Старались сделать каждое путешествие ярким, эмоциональным, запоминающимся. Все путешествия организовывали в определенной последовательности действуя по принципу: от простого к сложному, от знакомого к неизвестному. Путешествия наши начинались с экскурсии детей по детскому саду. Затем прогулки по территории детского сада. В последующие дни мы рассматривали двор жилого дома, по возможности наблюдали за работой дворника и машин – помощников: мусоровоза, трактора. Решали, как можно сделать двор красивее, чище, кого попросить помочь в этом. Такие беседы помогали мне воспитывать у дошкольников активную гражданскую позицию. Рассматривали с детьми цветущие клумбы. Беседовали с детьми о правилах поведения на улице настоящих граждан, выясняли, сколько труда вложено в уборке двора. Учились уважать и ценить труд людей и, конечно же, любовались красотой, от которой город стал еще краше.
Подведение итогов работы за определенный промежуток, проводили на праздниках и развлечениях: «День матери», «День пожилого человека», «День защитника Отечества», «Милая мамочка», концерт ко Дню Победы 9 мая.
А также проведение педагогического мониторинга на каждом возрастном этапе.
Учитывая рекомендации ФГОС ДО, требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, подробно изучив разделы, в которых выделены вопросы, посвященные патриотическому воспитанию ребенка, очертили цели и задачи, связанные с патриотическим воспитанием детей. Таким образом, задачи по патриотическому воспитанию сводятся к: - развитию представлений о родном городе и стране; - формированию первоначальные чувства патриотизма как общечеловеческой ценности (любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, окружающим); - способствовать осознанию ребенком себя как гражданина своей страны, уважительно и с гордостью относящегося к ее символике (флагу, гербу, гимну).
Для диагностики уровня патриотических чувств у дошкольников были выделены критерии, показатели и уровни патриотического развития детей, согласно требованиям программы ДОУ и составлены на основе программы "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста" под редакцией А.Я. Ветохиной, содержание которой направленно на социализацию личности дошкольника, формирование любви к Родине - России на основе приобщения к национальной культуре. Проведенная входная диагностика по исследованию уровней развития патриотических чувств детей дошкольного возраста показала, что большинство детей группы имеют недостаточный уровень развития данных качеств, что говорит о необходимости организованного обучения и воспитания детей. Итоговый мониторинг показал, что качество проводимой работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников в соответствии с показателями индивидуально-личностного развитии детей с 2020-2021 уч. года повысился на 34%. В результате проведенной работы дети узнают и называют символику страны, нашего города; могут дать ответы о богатстве и достопримечательностях нашего края, о жизни и бытности народов Урала; повысился уровень самостоятельной активности детей, 2022г.-36%, в 2023г.-60% (динамика 24%), развитие творческого мышления, 2022г.-28%, в 2023г.-67%(динамика 39%).(Приложение 2) Результатом работы по данному направлению за 2020-2023 годы стали участия детей в творческих конкурсах и фестивалях по данному направлению (Приложение 3)
Переход к модели развивающего воспитания и обучения требует создания в группе соответствующей предметно-пространственной развивающей среды и реализации на ее основе личностно-ориентированного, системного, интегративного и деятельностного подходов к ребенку. Работа по патриотическому воспитанию имеет свое начало с создания для детей теплой и уютной атмосферы. Стараемся каждый день ребенка в детском саду наполнить радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Таким образом, организуя предметную среду в групповом помещении, учитываем закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы. Предметно-пространственная развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. В группе созданы условия для развития у ребенка нравственно-патриотических чувств, любви и привязанности к своей семье, дому, родному городу, а именно: центр Патриотического воспитания, центр художественной литературы «Моя маленькая библиотека», и мн.др. Таким образом, предметно-пространственная развивающая среда в группе способствует закреплению знаний детей, обогащению их социального опыта, развитию детского творчества и экспериментирования. Дает возможность нам осуществлять личностно-ориентированный подход, а также способствует раскрытию творческого потенциала педагогов, детей.
Одним из самых важных и ближайших партнеров являются родители наших воспитанников. Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей. В ходе работы мы столкнулись с тем, что есть родители, которые не знают того, что они должны знать и передавать своим детям, например свои корни, традиции семьи, символику города и т.д. Для установления более тесной и качественной взаимосвязи с семьей широко используем разнообразные формы работы, способствующие бережному отношению к семейным традициям, сохранению семейных связей: родительские собрания по проблемам воспитания и образования детей «Семья как жизненно необходимая среда и определяющий фактор формирования личности ребёнка», «Роль сказки в жизни ребёнка», «Сюжетно-ролевая игра как отражение жизни ребёнка в семье», «Работа родителей в проектной деятельности»; беседы индивидуальные и групповые; тематические консультации: «Семья и ребёнок», «Праздник приближается, история праздника 8 марта»; организуем выставки совместного творчества детей и родителей. Также активное участие принимают родители в совместных праздниках и городских конкурсах, мероприятиях, акциях «Помогите другу», «Сохраним живую ель. Рисование карты «Дорога от дома до детского сада», помогало детям закрепить умение ориентироваться в своем микрорайоне, закрепление знаний дорожного движения. Позитивные результаты и эффективность организации взаимодействия с родителями показывают проведенные выше и перечисленные формы взаимодействия, что способствует установлению более тесной взаимосвязи с семьей, повышению уровня компетентности родителей в вопросах воспитания развитого дошкольника.
Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в организации системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. При этом одним из очень важных условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход. Именно индивидуальные свойства личности, внутренний мир каждого ребенка нужно учитывать и развивать в данном контексте.
Приложение 1
Методы и приёмы работы с дошкольниками по нравственно-патриотическому воспитанию
1. Целевые прогулки и экскурсии с организацией наблюдений, позволяющих видеть трудовую жизнь жителей города, изменения в жизни и облике города и наблюдений за окружающим миром, стимулирующих детское художественное творчество
2. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с обязательным показом нужных объектов.
3. Беседы с детьми с использованием детских художественных произведений, репродукций, слайдов, картин, иллюстраций и т.д. с последующим обсуждением
4. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение художественной литературы и произведений фольклора, прослушивание музыкальных произведений, знакомство с народным творчеством и народной культурой
5. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т.д.)
6. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошее поведение в общественных местах.
7. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свой город, свою улицу и принимающего активное участие в общественной жизни.
Приложение 2
Мониторинг и критерии оценки по направлению "Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста".
Диагностика составлена на основе программы "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста" под редакцией А.Я. Ветохиной, содержание данной программы направленно на социализацию личности дошкольника, формирование любви к Родине - России на основе приобщения к национальной культуре.
Мониторинг с детьми дошкольного возраста проводится два раза: в начале и конце учебного года. В таблице указаны критерии высокого уровня развития, которые помогут отследить динамику развития ребёнка. Мониторинг исследует следующие показатели:
-положительно - эмоциональное восприятие членов семьи, домашнего окружения, детского сада, города;
-личностное развитие, произвольность;
-социальное поведение, коммуникативность.
По всем показателям определены три уровня выполнения заданий: высокий, средний, низкий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребёнком предложенного задания:
-низкий уровень предполагает практически невыполнение задания даже с помощью взрослого;
-средний уровень - ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого;
- высокий уровень - выполняет задание самостоятельно.
Результаты выполнения заданий заносятся в журнал педагогической диагностики, что позволяет педагогам корректировать индивидуальную воспитательную работу.
Мониторинг с детьми второй младшей группы
по теме "Формирование нравственно-патриотических чувств
у детей дошкольного возраста".
Критерии уровня знаний
Положительно - эмоциональное восприятие членов семьи, домашнего окружения, детского сада, города.
Эмоционально отзывается на состояние близких людей, сверстников, животных, героев сказок.
Личностное развитие, произвольность.
Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол. Называет членов своей семьи, их имена.
Знаком с некоторыми профессиями (воспитатель, няня, врач, продавец, повар, шофер, строитель).
Социальное поведение, коммуникативность.
Имеет элементарные представления о правилах поведения за столом (спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу, правильно держать ложку, пользоваться во время еды салфеткой).
Знает название родного города (поселка).
Мониторинг с детьми средней группы
по теме "Формирование нравственно-патриотических чувств
у детей дошкольного возраста".
Критерии уровня знаний
Положительно - эмоциональное восприятие членов семьи, домашнего окружения, детского сада, города.
Сравнивает разные ярко выраженные эмоциональные состояния взрослых и детей. Видит проявление эмоционального состояния в выражении лица, жестах, интонации голоса. Сформированы представления о том, все в семье заботятся друг о друге. Различает настроение сверстников; оказывает помощь и внимание нуждающемуся в этом сверстнику.
Личностное развитие, произвольность.
Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках. Знает своё имя, фамилию, возраст, улицу, дом, квартиру. Знает некоторые военные профессии.
Социальное поведение, коммуникативность.
Освоил элементарные правила культуры поведения в детском коллективе: быть вежливым, внимательным, делиться игрушками. Действует на основе определённых правил взаимоотношений, уточняет связи правил с конкретными ситуациями и поступками в жизни детей. Реагирует на негативные действия других детей, их последствия. Может рассказать о своём родном городе, назвать его. Знает некоторые государственные праздники. Имеет представление о Российской армии, её роли в защите Родины.
Мониторинг с детьми старшей группы
по теме "Формирование нравственно-патриотических чувств
у детей дошкольного возраста".
Критерии уровня знаний
Положительно - эмоциональное восприятие членов семьи, домашнего окружения, детского сада, города.
Проявляет заботу о пожилых людях, о малышах: понимает эмоциональное состояние по мимике, жестам, интонации голоса, оказывает помощь, успокаивает.
Личностное развитие, произвольность.
Имеет представление о жизни и труде людей в родном городе, России, других странах. Имеет углубленные представления о семье, родственных отношениях (брат, сестра).
Социальное поведение, коммуникативность.
Знает о культуре общения со взрослыми и сверстниками, о культуре поведения в общественных местах, в природе.
Выбирает правильную линию поведения по отношению к людям разных возрастов (выражает внимание к больному, проявляет заботу о малышах, видит настроение сверстников).
Имеет представления о символах государства (герб, флаг, гимн).
Называет главный город страны.
Имеет представление о родном крае; его достопримечательностях.
Мониторинг с детьми старшей группы по теме
"Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста".
Критерии уровня знаний
Положительно - эмоциональное восприятие членов семьи, домашнего окружения, детского сада, города.
Эмоционально тонко чувствует переживания близких взрослых, детей. Осознанно не принимает проявления грубости по отношению к своим близким, друзьям.
Личностное развитие, произвольность.
Знает и называет свое имя и фамилию, имена и отчества родителей.
Имеет представление о ценности труда родителей и близких родственников, о школе, школьниках.
Социальное поведение, коммуникативность.
Имеет представление о жизни детей в других странах (игры, любимые занятия, уважение к старшим, любовь к родителям, народные традиции).
Имеет представление о способах поддержания родственных связей (переписка, разговор по телефону, посещения), проявлений заботы, любви, уважения друг к другу. Сформированы понятия того, что дружеские отношения сверстников зависят от поведения каждого ребёнка, понятия о недопустимости равнодушия, насмешек, прозвищ по отношению к другим детям
Может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать улицу, на которой живет. Имеет представление о родном крае; его достопримечательностях.
Знает, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна; что Москва — столица нашей Родины. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна. Имеет представление о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы.
Знает семейные праздники. Имеет постоянные обязанности по дому.
Оцениваю результативность деятельности детей по разделу патриотическое воспитание на основании диагностики, составленной по показателям "Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста" А.Я. Ветохиной и образовательной области "Познание" примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Таблица 1
Динамика результатов освоения детьми программных требований
по теме "Формирование нравственно-патриотических чувств
у детей дошкольного возраста" за период с 2020 по 2023 учебный год. (в %)
Критерии |
2020-2021 Младшая группа 3-4 лет |
2021-2022 Средняя группа 2 год обучения 4-5 лет |
2022-2023 Старшая группа 3 год обучения |
|||
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
|
Высокий |
0 |
12 |
26 |
66 |
44 |
68 |
Средний |
42 |
82 |
65 |
34 |
51 |
32 |
Низкий |
58 |
6 |
9 |
0 |
5 |
3 |
Динамика результатов освоения детьми программных требований по формированию нравственно-патриотических чувству детей дошкольного возраста по методике А.Я. Ветохиной
Диаграмма 1.Результаты изучения уровней развития патриотических чувств старших дошкольников.
Входная диагностика Итоговая диагностика
Приложение №4
Результаты участия воспитанников
Таблица 1 Участие воспитанников различных мероприятиях на разных уровнях.
Сроки прохождения мероприятия |
Название мероприятия. Организатор. |
Уровень |
Результат участия |
2020-2021 год |
Участие в концерте посвященному женскому дню 8-ое марта для сотрудников ГБУЗ СО «Городской больнице №1». |
Муниципальный |
Благо-ость ГБУЗ СО «Городская больница №1». |
Участие в городской природоохранной акции «Птице град» |
Муниципальный |
Благодар-сть Станции юннатов |
|
Участие в конкурсе творческих работ посвященных Дню защитников Отечества. |
Муниципальный |
Благодарн-сть ГБУ СОН СО «СРЦН города Асбеста». |
|
Участие в конкурсе творческих работ посвященных Международному женскому дню 8 Марта. |
Муниципальный |
Благодарн-ть ГБУ СОН СО «СРЦН города Асбеста». |
|
20-21-2022 год |
Городской фестиваль театрального искусства «Театральная весна» |
Муниципальный |
МБУ ДО ЦДТ им. Аввакумова Обладатель Гран- При |
Городской конкурс чтецов им. Чечулина |
Муниципальный |
Участие |
|
2022-2023 год |
XXI городской конкурс детской эстрадной песни «Чудо-Чадо» |
Муниципальный |
Участие |
Участие в фотоакции «В объективе библиотек». |
Муниципальный |
Участие |
|
Призеры конкурса на лучшую песню, стихотворение по безопасности детского дорожного движения среди обучающихся ДОО АГО |
Муниципальный |
Призеры |
|
Областной детский творческий конкурс «Примирение», организованный Уполномоченным по правам ребёнка в Свердловской области. |
Областной |
Участие |
Литература и интернет источники.
1.Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России: опыт, проблемы и перспективы [Текст]: материалы Заочной всероссийской научно-практической конференции, Асбест, 24-26 января 2018 г./Урал.гос.пед.ун-т;отв.ред. Е.Н. Бородина.-Екатеринбург: [б. и.],2018/-188c.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)
3. https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/
4.https://prodod.moscow/wp-content/uploads/Pro_DOD_april_2021.pdf
5. https://raguda.ru/ds/nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie-2.html
6 https://multiurok.ru/files/monitoring-rezultatov-formirovaniia-patrioticheski.html