Применение превентивных мер с детьми дошкольного возраста для успешного формирования учебных навыков
В последнее время участились случаи обращения родителей обучающихся с нарушениями чтения и письма на отсутствие специальных условий обучения этой категории детей.
Нарушение чтение и письма (в клинико-педагогической классификации-дислексия и дисграфия) могут проявляться в разной степени и быть обусловленными разными причинами: нарушениями устной речи; нарушениями или несформированностью высших психических функций, регуляторных механизмов деятельности; моторной недостаточностью, а также носить смешанный характер. Эти нарушения не преодолеваются без специально организованной помощи, включающей обязательно логопедическое воздействие.
Исходя из этого необходимо обратить внимание на повышение эффективности работы сопровождения обучающихся данной категории, включая детей дошкольного возраста, попадающих в группу риска по фактору нарушения чтения и письма.
Необходимо организовать работу по раннему выявлению предпосылок нарушения чтения и письма и риски их возникновения на всех уровнях образования.
Особое внимание необходимо обратить на воспитанников и обучающихся, у которых нарушения чтения и письма не обусловлены нарушениями устной речи. Такие воспитанники, обучающиеся, как правило не получают специализированную помощь в дошкольных образовательных организациях, а так же на уровне начального общего образования, поскольку недостатки психических функций и другие предпосылки нарушения и чтения и письма не носят выраженного характера и не вызывают тревоги ни у родителей, ни у педагогов. Содержание работы с данной категорией воспитанников, обучающихся определяется в зависимости от этиологии нарушения, степени его выраженности и ступени обучения и может носить пропедевтический либо коррекционный характер. Что можно делать родителям, воспитателям, с целью пропедевтики, а возможно и коррекции нарушений учебных навыков? Играть. Играть и применять превентивные приемы, меры которые помогут ребенку справиться или частично скорректировать нарушения (конечно не исключая работу специалистов: учителя-логопеда, психолога, нейропсихолога и т.д.).
Учебные навыки объединяют в единую структуру деятельности все психические функции – внимание, восприятие, память, мышление, а также целенаправленную деятельность, саморегуляцию, контроль за действиями - развивать которые помогут все подвижные игры, игры с правилами, игры на пространственное мышление.
Развитие зрительно-пространственных представлений у детей дошкольного возраста составляет базис психического развития, над которым надстраиваются остальные высшие функции. Дети с неразвитой ориентировкой в пространстве испытывают затруднения при списывании текста (встречается зеркальное написание букв и др.) и, следовательно, при формировании таких школьных навыков как чтение (дислексия), письмо (дисграфия), счет (дискалькулия). Поэтому одним из важнейших условий психического развития является своевременное формирование у детей пространственных представлений. Формирование пространственных представлений формируется поэтапно и начинается с ориентировки в схеме собственного тела (представления о схеме собственного тела: право и лево на себе (руки, ноги, уши, глаза и т.д.), действовать по инструкции то правой, то левой рукой. Следующим этапом будет перешифровка в схеме человека напротив. Сядьте напротив ребенка выполните какое-то действие спросите, какой рукой вы это сделали. Ответить будет не просто. Далее следует ориентировка во времени, возраст, время года, части суток. На третьем этапе учимся ориентироваться на листе бумаги: ребенок должен освоить понятия: верхний правый угол, следующая клетка, строка; верхняя, нижняя линия строки; слева-направо. Хорошо подойдут задания графических диктантов, составление плана комнаты, можно поиграть в игру «Робот»: прячем игрушку, потом направляем ребенка до игрушки инструкциями: «3 шага вперед, повернуться налево, 5 шагов, повернуться направо» и т.д. Если возникают трудности, можно на левую или правую руку завязать красную ниточку или надеть часы, резинку для волос. Следующим этапом будет понимание логико-грамматических категорий, и последним понимание предлогов.
Помните игры из детства, из серии «Летела ворона», «Под моей крышей». Знали ли вы о пользе данных игр? Знаете ли вы, насколько они ПОЛЕЗНЫ? Знаете ли вы, что данные игры развивают скорость реакции, отторможение импульсивности, контроль и регуляцию своей деятельности. Всё это нам нужно для освоения навыка чтения, письма, счетных операций. Предлагаю вспомнить детство!
Игра "Дождик-солнце"
Делаем зонтик, с помощью ладошки, кто держит руку сверху тот ведущий; и пока ведущий говорит дождик, дождик... - зонтик раскрыт, как только скажет солнце - зонтик закрывается и надо успеть отдернуть палец снизу. Потом меняетесь ведущей ролью!
Вариаций этой игры очень много:
Игра «Летели дракончики».
Летели дракончики ели пончики, сколько пончиков съели дракончики.
Игра «На горе стояли зайцы».
На горе стояли зайцы и кричали: «Прячьте пальцы!».
Игра «Под моей крышей».
Под моей крышей жили-были мыши, мама стала их считать: «Раз, два, три, четыре, пять!»
Игра «Под моей крышей-2».
Под моей крышей собрались мыши: «Мама, папа, жаба, цап». На слово «Цап» - стараемся поймать пальчик.
Игры из серии «Летела корова» помогут дошкольникам в развитии слухового и фонематического восприятия, а школьникам, которые не дописывают слова и пропускают буквы, быть более внимательными.
Игра «Летела корова».
Летела корова сказала слово. Какое слово сказала корова? Дальше нужно назвать слово, затем произнести его по звукам и отхлопать. Например: корова - [К] [О] [ Р] [О] [В ] [А].Существуют такие же игры с цифрами.
Игра «Летела ворона».
Летела ворона в голубых панталонах, читала газету под номером. Участник, до которого дошла очередь, произвольно определяет число, и отчет идет дальше по цепочке: Раз-два-три…. Когда отчет доходит до указанного числа, участник, которому выпала очередь назвать число, должен успеть хлопнуть по ладони соседа. Если он успел. То сосед выбывает. Если соседу удалось отдернуть руку, то выбывает участник.
Игра «Под бабушкиной крышей».
Как под бабушкиной крышей завелись мыши, стала бабушка считать насчитала 25". Считаете до 25. На 25 нужно успеть убрать пальцы.
Игра «Летел лебедь».
Летел лебедь
По синему небу,
Сломал крыло,
Сказал число.
Предупреждая пропуски букв, слогов, слов при чтении и на письме, отсутствие обозначения границ предложений, мы с детьми играем в игры на развитие программирования, регуляции и контроля произвольной деятельности. Вот одна из них:
Игра «Космический погрузчик».
Представьте, что вы собираетесь в космическое путешествие. Сейчас вам нужно взять управление погрузчика на себя и разложить нужные вещи в разные отсеки. Если услышите съедобные предметы, кладете их справа (стукнуть правой рукой по столу или щёлкнуть пальцами). Несъедобные кладете влево (левой рукой стукнуть или щёлкнуть), а животных поставите между ними (хлопнуть в ладоши). Собирать на корабль можно что угодно: меняйте названия предметов и движения. Например: большие предметы - подпрыгнуть, маленькие - сесть на корточки. Каждый раз игра будет разной и быстро не наскучит.
Игра «Секретное слово».
Ведущий называет любые слова, игроки повторяют за ним. Но сначала договариваются о секретных словах: нельзя называть слова со звуком [Л]. Вместо этого нужно хлопнуть или топнуть, или сказать шшш/приставить пальчик к губам. Выбирайте и придумывайте любое действие. Секретным словом может быть что угодно: названия животных, цветов, женские имена, спортивные принадлежности, еда и т.д.
Для развития различных сфер: внимания, контроля, памяти, ловкости, быстроты обработки информации, можно поиграть в игру "Четыре стихии", вариантов которой несколько, вот один из:
Родитель(ведущий) бросает мяч ребенку и говорит при этом одно из четырех слов: "Земля", "Вода", "Воздух" или "Огонь". Ребенок ловит мяч и, если было сказано слово "Земля" - отбивает мяч об пол, ловит и называет любое животное, обитающее на суше;
Если "Вода" - то показывает волну, передавая мяч под одной ногой, согнутой в колене, потом также под другой и называет, например, рыбу.
Если "Воздух" - подбрасывает вверх, ловит и называет птицу. А если ведущий произнес "Огонь", то играющему нужно поймать мяч и молча передать мяч из руки в руку вокруг себя.
В отработке навыка классификации предметов по определенному признаку поможет уборка в комнате, группе - так как нужно все предметы разложить на свое место: игрушки в корзину, конструктор в отдельный контейнер, одежду в шкаф и т.д.. Совместная закупка в магазине тоже послужит развитию определенных навыков, ведь товары рассортированы по группам (молочные, кондитерские,…).
Как вы думаете, у Золушки были нарушения учебных навыков, если она постоянно перебирала крупу, тем самым развивая не только мелкую моторику, щипковый захват, но и зрительное внимание?
Таким образом, игра является прекрасным способом развития учебных навыков. Применяя превентивные меры в дошкольном возрасте, мы можем минимизировать факторы риска.
Список литературы:
1. Земляченко М. В., Кутергина Т. В. Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 113-115.
2. Катарина Штро (Katharina Stroh) Что такое дискалькулия или почему невозможно "излечить" дискалькулию за один месяц? Материалы вебинара "Превентивные меры при нарушениях учебных навыков" - Режим доступа: https://vk.com/app5898182_-157934626#s=288263
3. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: Нарушение и восстановление. -М.: «Юристъ», 1997. – 256 с.
4 . Электронные ресурсы (ресурсы Интернет):
https://www.pravilaigr.ru/stihii.php
Нарушение чтение и письма (в клинико-педагогической классификации-дислексия и дисграфия) могут проявляться в разной степени и быть обусловленными разными причинами: нарушениями устной речи; нарушениями или несформированностью высших психических функций, регуляторных механизмов деятельности; моторной недостаточностью, а также носить смешанный характер. Эти нарушения не преодолеваются без специально организованной помощи, включающей обязательно логопедическое воздействие.
Исходя из этого необходимо обратить внимание на повышение эффективности работы сопровождения обучающихся данной категории, включая детей дошкольного возраста, попадающих в группу риска по фактору нарушения чтения и письма.
Необходимо организовать работу по раннему выявлению предпосылок нарушения чтения и письма и риски их возникновения на всех уровнях образования.
Особое внимание необходимо обратить на воспитанников и обучающихся, у которых нарушения чтения и письма не обусловлены нарушениями устной речи. Такие воспитанники, обучающиеся, как правило не получают специализированную помощь в дошкольных образовательных организациях, а так же на уровне начального общего образования, поскольку недостатки психических функций и другие предпосылки нарушения и чтения и письма не носят выраженного характера и не вызывают тревоги ни у родителей, ни у педагогов. Содержание работы с данной категорией воспитанников, обучающихся определяется в зависимости от этиологии нарушения, степени его выраженности и ступени обучения и может носить пропедевтический либо коррекционный характер. Что можно делать родителям, воспитателям, с целью пропедевтики, а возможно и коррекции нарушений учебных навыков? Играть. Играть и применять превентивные приемы, меры которые помогут ребенку справиться или частично скорректировать нарушения (конечно не исключая работу специалистов: учителя-логопеда, психолога, нейропсихолога и т.д.).
Учебные навыки объединяют в единую структуру деятельности все психические функции – внимание, восприятие, память, мышление, а также целенаправленную деятельность, саморегуляцию, контроль за действиями - развивать которые помогут все подвижные игры, игры с правилами, игры на пространственное мышление.
Развитие зрительно-пространственных представлений у детей дошкольного возраста составляет базис психического развития, над которым надстраиваются остальные высшие функции. Дети с неразвитой ориентировкой в пространстве испытывают затруднения при списывании текста (встречается зеркальное написание букв и др.) и, следовательно, при формировании таких школьных навыков как чтение (дислексия), письмо (дисграфия), счет (дискалькулия). Поэтому одним из важнейших условий психического развития является своевременное формирование у детей пространственных представлений. Формирование пространственных представлений формируется поэтапно и начинается с ориентировки в схеме собственного тела (представления о схеме собственного тела: право и лево на себе (руки, ноги, уши, глаза и т.д.), действовать по инструкции то правой, то левой рукой. Следующим этапом будет перешифровка в схеме человека напротив. Сядьте напротив ребенка выполните какое-то действие спросите, какой рукой вы это сделали. Ответить будет не просто. Далее следует ориентировка во времени, возраст, время года, части суток. На третьем этапе учимся ориентироваться на листе бумаги: ребенок должен освоить понятия: верхний правый угол, следующая клетка, строка; верхняя, нижняя линия строки; слева-направо. Хорошо подойдут задания графических диктантов, составление плана комнаты, можно поиграть в игру «Робот»: прячем игрушку, потом направляем ребенка до игрушки инструкциями: «3 шага вперед, повернуться налево, 5 шагов, повернуться направо» и т.д. Если возникают трудности, можно на левую или правую руку завязать красную ниточку или надеть часы, резинку для волос. Следующим этапом будет понимание логико-грамматических категорий, и последним понимание предлогов.
Помните игры из детства, из серии «Летела ворона», «Под моей крышей». Знали ли вы о пользе данных игр? Знаете ли вы, насколько они ПОЛЕЗНЫ? Знаете ли вы, что данные игры развивают скорость реакции, отторможение импульсивности, контроль и регуляцию своей деятельности. Всё это нам нужно для освоения навыка чтения, письма, счетных операций. Предлагаю вспомнить детство!
Игра "Дождик-солнце"
Делаем зонтик, с помощью ладошки, кто держит руку сверху тот ведущий; и пока ведущий говорит дождик, дождик... - зонтик раскрыт, как только скажет солнце - зонтик закрывается и надо успеть отдернуть палец снизу. Потом меняетесь ведущей ролью!
Вариаций этой игры очень много:
Игра «Летели дракончики».
Летели дракончики ели пончики, сколько пончиков съели дракончики.
Игра «На горе стояли зайцы».
На горе стояли зайцы и кричали: «Прячьте пальцы!».
Игра «Под моей крышей».
Под моей крышей жили-были мыши, мама стала их считать: «Раз, два, три, четыре, пять!»
Игра «Под моей крышей-2».
Под моей крышей собрались мыши: «Мама, папа, жаба, цап». На слово «Цап» - стараемся поймать пальчик.
Игры из серии «Летела корова» помогут дошкольникам в развитии слухового и фонематического восприятия, а школьникам, которые не дописывают слова и пропускают буквы, быть более внимательными.
Игра «Летела корова».
Летела корова сказала слово. Какое слово сказала корова? Дальше нужно назвать слово, затем произнести его по звукам и отхлопать. Например: корова - [К] [О] [ Р] [О] [В ] [А].Существуют такие же игры с цифрами.
Игра «Летела ворона».
Летела ворона в голубых панталонах, читала газету под номером. Участник, до которого дошла очередь, произвольно определяет число, и отчет идет дальше по цепочке: Раз-два-три…. Когда отчет доходит до указанного числа, участник, которому выпала очередь назвать число, должен успеть хлопнуть по ладони соседа. Если он успел. То сосед выбывает. Если соседу удалось отдернуть руку, то выбывает участник.
Игра «Под бабушкиной крышей».
Как под бабушкиной крышей завелись мыши, стала бабушка считать насчитала 25". Считаете до 25. На 25 нужно успеть убрать пальцы.
Игра «Летел лебедь».
Летел лебедь
По синему небу,
Сломал крыло,
Сказал число.
Предупреждая пропуски букв, слогов, слов при чтении и на письме, отсутствие обозначения границ предложений, мы с детьми играем в игры на развитие программирования, регуляции и контроля произвольной деятельности. Вот одна из них:
Игра «Космический погрузчик».
Представьте, что вы собираетесь в космическое путешествие. Сейчас вам нужно взять управление погрузчика на себя и разложить нужные вещи в разные отсеки. Если услышите съедобные предметы, кладете их справа (стукнуть правой рукой по столу или щёлкнуть пальцами). Несъедобные кладете влево (левой рукой стукнуть или щёлкнуть), а животных поставите между ними (хлопнуть в ладоши). Собирать на корабль можно что угодно: меняйте названия предметов и движения. Например: большие предметы - подпрыгнуть, маленькие - сесть на корточки. Каждый раз игра будет разной и быстро не наскучит.
Игра «Секретное слово».
Ведущий называет любые слова, игроки повторяют за ним. Но сначала договариваются о секретных словах: нельзя называть слова со звуком [Л]. Вместо этого нужно хлопнуть или топнуть, или сказать шшш/приставить пальчик к губам. Выбирайте и придумывайте любое действие. Секретным словом может быть что угодно: названия животных, цветов, женские имена, спортивные принадлежности, еда и т.д.
Для развития различных сфер: внимания, контроля, памяти, ловкости, быстроты обработки информации, можно поиграть в игру "Четыре стихии", вариантов которой несколько, вот один из:
Родитель(ведущий) бросает мяч ребенку и говорит при этом одно из четырех слов: "Земля", "Вода", "Воздух" или "Огонь". Ребенок ловит мяч и, если было сказано слово "Земля" - отбивает мяч об пол, ловит и называет любое животное, обитающее на суше;
Если "Вода" - то показывает волну, передавая мяч под одной ногой, согнутой в колене, потом также под другой и называет, например, рыбу.
Если "Воздух" - подбрасывает вверх, ловит и называет птицу. А если ведущий произнес "Огонь", то играющему нужно поймать мяч и молча передать мяч из руки в руку вокруг себя.
В отработке навыка классификации предметов по определенному признаку поможет уборка в комнате, группе - так как нужно все предметы разложить на свое место: игрушки в корзину, конструктор в отдельный контейнер, одежду в шкаф и т.д.. Совместная закупка в магазине тоже послужит развитию определенных навыков, ведь товары рассортированы по группам (молочные, кондитерские,…).
Как вы думаете, у Золушки были нарушения учебных навыков, если она постоянно перебирала крупу, тем самым развивая не только мелкую моторику, щипковый захват, но и зрительное внимание?
Таким образом, игра является прекрасным способом развития учебных навыков. Применяя превентивные меры в дошкольном возрасте, мы можем минимизировать факторы риска.
Список литературы:
1. Земляченко М. В., Кутергина Т. В. Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 113-115.
2. Катарина Штро (Katharina Stroh) Что такое дискалькулия или почему невозможно "излечить" дискалькулию за один месяц? Материалы вебинара "Превентивные меры при нарушениях учебных навыков" - Режим доступа: https://vk.com/app5898182_-157934626#s=288263
3. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: Нарушение и восстановление. -М.: «Юристъ», 1997. – 256 с.
4 . Электронные ресурсы (ресурсы Интернет):
https://www.pravilaigr.ru/stihii.php