Закрыть
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
1 cc407Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 53»

Асбестовского городского округа

Добро пожаловать

546456114 copy
260
Приглашаем Вас оставить отзыв об образовательной организации на сайтеBUS.GOV.RU
bus-gov-150x150

ГОСУСЛУГИ
banner gosuslugi-300x103

РОСРЕЕСТР
rosreestr-150x83

Личный кабинет налогоплательщика
LKN-1-300x179

Опрос по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления
Otkrytoe-pravitelstvo-300x99

ЭЛЕКТРОННЫЕ УСЛУГИ
123-150x150

ДЕТСКИЙ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ
23423423

Статистика

Особенности развития речи у дошкольников с ЗПР

Речь является важным инструментом для развития дошкольника, поскольку именно опосредованно через речь ребенок постигает мир, учится общению, выражению своих собственных мыслей и желаний.

Речь - сложная система, которую маленький человек усваивает, общаясь со своими родителями, друзьями, педагогами. Но, иногда дети имеют особенности развития, которые мешают полноценному развитию речи. Определенные особенности усвоения речи есть у детей, имеющих ЗПР (задержку психического развития).

Причины задержки психического развития


Многие родители, узнав о диагнозе, искренне недоумевают — ребенок идеально развивался все эти годы, у педиатра не было никаких нареканий.

Все дело в том, что именно физиология при этом находится в полном порядке. «Тормозит» психика, что и приводит вот к такому своеобразному отставанию. По этой же причине задержку психического развития чаще ставят перед поступлением в школу — именно в это время от ребенка ждут уже не игр, а учебы.

К физиологическим причинам ЗПР относят:

· Тяжело протекающие беременность и роды.

· Соматические проблемы — частые болезни, травмы, вследствие чего ребенок становится физически ослабленным.

· Поражения нервной системы — минимальная мозговая дисфункция.

Социальными причинами являются:

· педагогическая запущенность

· стрессовая ситуация

· неблагоприятная обстановка в семье.

Мамам и папам трудно признать, что у их дочери или сына что-то не в порядке. Часто они закрывают глаза на проблемы, считая, что ребенок еще «слишком мал», «просто активный» или «развивается в своем темпе». Несомненно, на свою скорость развития имеет право каждый, однако очень важно вовремя отследить проблему, чтобы справиться с ней.

Для того, чтобы качественней развивать все компоненты речи у детей с ЗПР, нужно знать психологические особенности их развития:

· Четким признаком ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы. Ребенок не может заставить себя чем-то заниматься, прилагая усилия. Некоторые родители списывают это на детский возраст, неусидчивость, однако проблема может крыться в другом.

· Внимание у таких детей неустойчиво. Ребята часто отвлекаются на двигательную или речевую активность, не могут выполнить поставленную задачу. В настоящее время таких детей, которым необходимо во время занятий вскочить, побегать или покричать, выделяют в отдельную группу, наделяя диагнозом СДВГ. Однако это все та же задержка развития психики.

· Очень часто ЗПР сопровождается задержкой речевого развития. Это связано в первую очередь с темпами возрастного освоения речи. Может быть ограничен словарный запас, заметна трудность в построении фраз или присутствовать более глубокие формы ЗРР.

· Память «работает» иначе. Таким детям легче удается запомнить наглядные предметы или изображения, чем вербальное сообщение. При этом воспроизведение информации по памяти дается с трудом, выучить даже простой детский стишок становится непосильной задачей.

· Мышление также страдает. Ребенок не может сам сделать выводы на основе какой-либо информации, логика и абстрактное мышление практически «не работают» без помощи родителей или преподавателя. Сопоставление формы, цвета, размеров предметов самостоятельно не дается.

На что обратить внимание:

· ребенок нелюдим, мало общается со сверстниками и взрослыми. Дети не принимают его в свои игры;

· эмоциональная неустойчивость. Ребенок может беспричинно радоваться или, наоборот, находиться в тревоге или беспокойстве;

· трудности с концентрированием внимания. Во время занятий таким детям трудно сосредоточиться, следовать указаниям учителя;

· учеба дается с большим трудом;

· развитие речи не соответствует возрастным нормам.

У детей с задержкой психического развития отмечается разной степени выраженности недоразвитие лексической и грамматической сторон речи. По данным И.А. Симоновой специфической особенностью речи детей с задержкой психического развития является обеднённость лексико-семантической стороны, что выражается как в ограниченности словарного запаса, так и в недостаточном владении значениями слова, выражающемся в неправильном их употреблении. Многие слова не имеют чётко дифференцированных значений. Часто из-за отсутствия в словаре нужного слова дети используют имеющиеся в их лексиконе слова, придавая им новое значение. В обиходной речи мало прилагательных, наречий, конкретные прилагательные подменяются более общими. В устных высказываниях отражаются особенности их познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Недостаточный уровень развития всех сторон речи и, особенно, ограниченность её лексического запаса создают дополнительные трудности при обучении детей с задержкой психического развития.

Дети используют в общении простые по конструкции или искажённые фразы, владеют обиходным словарным запасом (преимущественно пассивным). В речи детей страдает понимание и употребление пространственных предлогов (на, под, за, в и.т.д.), притяжательных местоимений (мой, моя, мое).

Дети пользуются предложениями только простой конструкции, состоящими из двух-трёх, редко четырёх слов. Лексический запас отстаёт от возрастной нормы. Это проявляется в незнании слов, обозначающих, например, различные части тела (туловище, локоть, плечи, шея и т.д.), названии животных и их детёнышей, различных профессий, предметов мебели и так далее.

Отмечаются ограниченные возможности использования не только предметного словаря, но и словаря действий, признаков. Они не знают многие цвета, формы и размера предметов. Нередко дети заменяют слова другими, близкими по смыслу, например, суп льёт вместо наливает. Навыками словообразования они практически не владеют.

Отмечаются грубые ошибки в употреблении ряда грамматических конструкций:

Неправильное использование падежных форм (едет машину – вместо на машине);

Ошибки в употреблении существительных мужского и женского рода (де туидва стула);

Отсутствие согласования прилагательных и числительных с существительными (пат бека, пат матынапять белок, пять машин; асинь адаскрасный карандаш).

Выраженные трудности испытывают дети при использовании предложных конструкций: часто предлоги опускаются, а существительные употребляются в именительном падеже (нига идит тойкнига лежит на столе), возможна и замена предлога. Союзы и частицы употребляются крайне редко.

При воспроизведении контура слов нарушается как слоговая структура, так и звуконаполняемость: наблюдаются перестановки слогов, звуков, замена и уподобление слогов, выпадение звуков в позиции стечения согласных (морашкиромашки, кубикаклубника, вок волк, кафшкаф).

Логопедическое обследование позволяет обнаружить у детей недостаточность фонематического слуха, а в связи с этим неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.

Таким образом, у большинства детей с ЗПР обнаруживается бедность и своеобразие словарного запаса, проявляющееся в неточности употребления слов, в несформированности обобщающих понятий и родо-видовых соотношений, в недоразвитии антонимических синонимических средств языка; грамматического строя речи, проявляющееся в значительном недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения: обнаруживаются значительные трудности дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида, возвратных и невозвратных глаголов, нарушение словообразования приставочных глаголов.

Источники:

1. Александрова Т.В. «Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников»: Пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

2. Жукова Н.С., Мастюкова. Е. М., Филичева Т. Б.«Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников». М.: Просвещение, 1990.

3. «Логопедия». /Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. – М.: ВЛАДОС, 1999.

4. Новиковская О.А. «Логопедическая грамматика для детей 4-6 лет». СПБ.: КОРОНА принт, 2004

5.https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2020/12/04/metodicheskaya-tema-tipichnye-oshibki-v-rechi-doshkolnikov

man 
Публикация персональных данных, в том числе фотографий, производится в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ " О персональных данных", с согласия субъекта персональных данных".

obrvminpros2-205x65-5-0 8bd2207fa40d2-205x65-5-0 236546669bcc2-205x65-5-0 a5258aebf6bcbans1bans2prav2-205x65-5-0 e21f40edc569banbiblgosrosbankn1bankn2bankn3